КОЗКА А.В.
Харьковский Национальный университет им.Каразина.
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ - КАК БАЗИС ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека
к природе, локальные и глобальные воины, конфликты привели к тому, что
на Земле не осталось ни одного укромного уголка, незатронутого
цивилизациейоставшихся в естественной первозданной чистоте и верном
понимании себя в роли духа.
По мнению ведущих ученых, основная проблема цивилизации -
преодоление глобального кризиса. Для того, чтобы приступить к ее
решению, необходимо решить проблему не менее сложную: проблему
объяснения обществу кризисной ситуации экологии духовности. Еще очень и
очень многие ищут решение в научно-техническом, культурном и
общественном прогрессе, забывая о том, что упование на этот процесс и
ввело нас в кризисное состояние. На самом деле проблема фундаментально
кроется в осознании себя как духовного субъекта.
Трансцендентность (трансценденция, прил. трансцендентный) (от лат.
transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) —
философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно
опытному познанию или не основано на опыте.
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений
духа в мире и человеке. В зависимости от сферы деятельности человека в
материи, то и духовность как феномен духа, частицы трансцендентного
также проявляется по-разному. Духовность — понятие очень сложное и
многогранное, для многих людей вообще не понятное. Для большей части
людей, духовность ассоциируется только с религией, а те, кто духовностью
интересуются более глубоко, совершенно по-разному еѐ понимают. Более
того, мир традиционной науки в основном материалистичен и вопросы
духовности в принципе не изучает, поэтому каких-то чѐтких, полных и
строгих определений, что такое Духовность, практически найти сложно , но
можно. Это можно сравнить с свободой и правом выбора. И выбор должен
базироваться на духовности.
2
Духовность, трансцендентность — не всегда является только религией
или церковью, хотя Религия и говорит о Духовности, и в идеале должна
способствовать духовному развитию людей и общества в целом.
Вполне очевидно, что великий украинский академик В.И.Вернадский,
когда имел ввиду «переход от биосферы к ноосфере»: всеосознанию
человечества в контексте единых явлений на земле и в космосе, конечно,
базисно опирался на понятие концептуального духовного возрождения
человечества и единого духовного уровня для завершения этого перехода в
новую эпоху-Эру Духовного начала человечества. В основе этого
предлагаются как отдельные группы людей, так и международные
организации ООН, ЮНЕСКО и т.д.
Духовность — не является материальными знаниями в чистом виде, то
есть это не информация и не эрудиция. Человек может знать о Религии,
духовных школах, путях развития. Это некий важный перво-аспект
фундаментального трансцендентного начала в человеке и челочестве в
целом.
Некий антагонизм духовности – это грубый атеизм и материализм,
который не выдерживает критики, так как человек рождается,болеет,умирает
и т.д. Таков материальный мир.
Синтез концепции духовности человечества - это гармоничная
духовность без фанатизма и крайнего безбожия и агрессии материализма. По
академику Вернадскому и др.современных ученых сама природа всегда будет
реагировать катаклизмами на любые неправильные действия в отношении
себя и себеподобных.
Таким образом, трансцендентность, духовность apriori подразумевает
изначальное осознание себя как частицу души, субьекта – которая согластно
выводов древних мудрецов и философов исполнена знания, вечности и
блаженства.
Сам мир материи de facto матричен,иллюзорен для подлинной
духовности и существует для обретения лишь опыта личного и человечества
а также для того, чтобы «Сверхсубьект (Бог) по отношению к любви к Нему
субъектов – мог постигать себя».так считал немецкий классик Гегель
который опирался на древнесанскритскую мудрость тысячелетий.
3
Именно поэтому Гегель делает акцент на изучение древнейшей
мудрости Бхагавад гиты (Песни Бога) из древнеиндийского эпоса
«Махабхарата». Это своего рода учебник трансцендентного поведения
личности и общества. Не зря им интересовался сам Гегель и другие классики.
В «Бхагавадгите» к примеру описаны качества души «знание-вечность и
блаженство» возможности преодоления мира смерти материи –
майи,иллюзии (занятия процессом духовной йоги на разных этапах). В
отношениях с Богом у субъектов могут быть 5 видов вечных и устойчивых
отношений ( rasa,санскрит). Изначально находясь в плену у трех констант
материальной природы: благости, страсти и невежества (три константы
материи) живые существа теряют изначальную духовность и утрачивают
свои вечные отношения с антиматериальным, духовным миром – где все
души полностью в изначальной форме (swarupa,sanscrit) обладают 11
качествами духовности (ekadashi bhava,sanscrit) и исполнены всего знания,
счастья и ощущения вечности.
На данном этапе завершения перехода в период ноосферы, онтологии
духовности как фундамента отсутствия войны, насилия, агрессии и
окабаления народов кредитными займами - человечество стоит на пороге
открытия своей изначальной индивидуально базисной Духовной сути, что и
повлечет новый этап развития и единения, ибо подлинная духовность –
всегда умиротворена и счастлива в этом настроении как изначальном для
всех людей и даже природы.
Методы достижения целей Духовного человечества— всегда
высоконравственные, чистые и достойные, без хитрости и лжи, без насилия и
слабости. Основное, для духовного человечества— всегда поступать по чести
не теряя собственного Достоинства и главное ответственности не тол ко
перед близкими, но и перед всем человечеством вставшим на
трансцендентный путь.
4
Литература
1. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные
реализации целей будущего. Опыт систематизации. М., Наука, 1987.
2. Бхагавадгита, жемчужина мировой мудрости в переводе Смирнова Б.Л.
Ашхабад ―Ылым‖ 1978 год. АН СССР http://www.psylib.org.ua/books/bhagita/index.htm
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: 1991г.
4. Глобальные проблемы человечества. Реферат.Философия. Стерлитамак 1997
5. Гегель Г.Ф,В. Полное собрание сочинений; «Об эпизоде
„Махабхараты",известном под названием „Бхагавадгита"» Берлин, 1826
http://www.philosophy2.ru/library/vopros/12.html
6. Религиозные чудеса и феномены. Железняк Г.В, Козка А.В. Харьков-
Белгород 2007 год.тир.7.000 экз.из серии научно-популярных книг.
7. Srimad Bhagavatam Mahapurana 12 ch.5000 y.a. Vedavyasa