ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

Очевидно, что своим происхождением понятие «духовность» обязано имеющему много значений понятию «дух». Одно из очевидных его значений – некий нематериальный (нефизический) аспект реальности (так, в Библии говорится, что «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24)). Применительно к человеку слово «дух» может означать преобладающую в нём настроенность ума, мышления, мотивирующую его к совершению (или несовершению) тех тили иных поступков (например, можно говорить о «духе патриотизма» или «духе непослушания»).

Что же сегодня чаще всего вкладывается в понятие духовности? Ответить на этот вопрос будет проще, если обратиться к противоположному по смыслу понятию – недуховности. Недуховность обычно ассоциируется с сосредоточенностью исключительно на проявлениях материального (физического или, даже точнее, физиологического) аспекта существования (еда и питьё, сон, удовлетворение сексуальных потребностей и др.) и безразличию ко всему, что выходит за эти пределы. Поэтому человека, живо интересующегося искусством в разных его проявлениях (живопись, театр, музыка) и литературой, тем более способного производить некий продукт интеллектуального творчества и ставящего материальное на второй план, часто считают человеком духовным.

В качестве иллюстрации сказанного напрашивается пример Альберта Эйнштейна, который писал: «Идеалы, которые освещали мне путь и время от времени придавали отваги, чтобы бодро принимать жизнь как она есть, – это Истина, Добро и Красота. Жизнь казалась бы мне пустой, не ощущай я общности с обладателями похожего мировоззрения, искателями объективного, вечного и недостижимого в сфере искусства и научных исследований. Банальные цели человеческих стремлений – собственность, внешний успех, роскошь – всегда представлялись мне презренными».

А можно ли считать духовным нацистского начальника концентрационного лагеря, отлично разбирающегося в классической немецкой философии и литературе и являющегося восторженным почитателем музыкального творчества Баха, Гайдна и Вагнера?

Что же касается Библии, то понятие духовности имеет значение, отличающееся от приведенного.

Вначале следует отметить, что Библии имеет место чёткое противопоставление между духовным человеком и недуховным (последний при этом именуется физическим или плотским) и результатом его жизни:
• «Физический человек не принимает того, что от духа Бога, потому что для него это глупость, и познать он это не способен, потому что об этом следует судить духовно. Духовный же человек способен судить обо всём, а о нём никто из людей судить не способен» (1 Послание Коринфянам 1:12)
• «Живущие по плоти устремляют свои мысли на плотское, а живущие по духу — на духовное. Помышления плотские означают смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что помышления плотские означают вражду с Богом, поскольку плоть не подчиняется закону Бога, да и, по сути, не может подчиняться. Стало быть, живущие по плоти не могут угодить Богу» (Послание Римлянам 8:7-8 )
• «Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в свою плоть пожнёт от плоти тление, а сеющий в дух пожнёт от духа вечную жизнь» (Послание Галатам 6:7-8 )

Итак, согласно Библии, отличительными чертами духовного человека от недуховного является его способность воспринимать руководство Божьего духа, а также устремлённость его мыслей на то, что связано с исполнением воли Бога без зацикливания на материальном (физическом) аспекте существования.

Но что же такое Божий дух, лежащий в основе понятия духовности?

Как замечает современная российская переводчица Нового Завета В.Н. Кузнецова под святым духом понимается «творческая сила и энергия Бога, способная творить и преображать, очищать и наделять людей особыми дарами» (Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий. – М.: Фонд имени Александра Меня. Общедоступный православный университет, 2004. ¬¬– с.38 ).

Признаки человека, которого можно назвать духовным, определяются проявляемыми им качествами, составляющими основу его личности. В Библии такие качества называются плодом духа: «Плод духа — это любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродетельность, вера, кротость, самообладание» (Послание Галатам 5:22-23).

Стоит обратить внимание на то, что на первом месте среди составляющих плода духа стоит любовь. В греческом языке, на котором писались новозаветные книги, есть четыре слова, которые на русский язык переводятся словом любовь:
1. Эрос – чувственная любовь между мужчиной и женщиной.
2. Сторге – естественная привязанность, которую испытывают друг к другу члены семьи и родственники.
3. Филиа – описывает преданную привязанность, которую человек испытывает по отношению к близкому другу.
4. Агапе – любовь, основанная на принципах.

Вот как любовь определяется в Библии: «Если я говорю на языках людей и ангелов, а любви не имею, то я стал звенящей медью или бряцающим кимвалом. И если я имею дар пророчествовать, владею всеми священными тайнами и всем знанием, если имею всю веру, чтобы переставлять горы, но не имею любви, то я — ничто. И если я раздам всё своё имущество, чтобы накормить других, и отдам своё тело, чтобы похвалиться, а любви не имею, то нет мне никакой пользы. Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведёт себя неприлично, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт обидам, не радуется неправедности, а радуется истине, всё переносит, всему верит, на всё надеется, всё стойко претерпевает. Любовь никогда не проходит» (1 Послание коринфянам 13:1-8 ).

Так, библеист Уильям Баркли следующим образом комментирует употребление слова "агапе" в Библии: "Агапе – греческое слово – величайшая из христианских добродетелей, собственно, непереводимо. Его подменное значение – непобедимая благожелательность. Человек, которому свойственна агапе, независимо от того, как будут поступать по отношению к нему или говорить о нем другие, будет желать им только добра. Он не будет резким, не будет злопамятным, мстительным; он никогда не даст волю ненависти; он никогда не откажется простить. Это действительно такая любовь, которая требует и берет всего человека. Обычная любовь – это чувство, против которого мы бессильны. Любовь к нашим близким и дорогим – чисто инстинктивное чувство. Любовь мужчины к девушке тоже не контролируемое разумом чувство. Такая обычная любовь исходит от сердца; но совершенно очевидно, что христианское чувство любви есть результат воли. Это победа над собой, в результате которой в нас развивается чувство душевной заботливости о других людях".

К сказанному можно добавить, что любовь ("агапе") – это такая жизненная позиция, когда человек нацелен на то, чтобы больше давать, чем получать, иными словами, растрачивать себя для других. Это не только и не столько проявление доброты, когда мы видим того, кто нуждается в помощи, а когда мы ищем возможности применить наши время, силы и средства для помощи другим, это всегда самоотверженность. Так поступал Иисус Христос и этого Он ожидает от своих последователей: «Люби ближнего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22:39).

Любовь – это когда человек делает добро, внутренне побуждаемый к этому, когда он не может мириться с дисгармонией и его сердце сжимается при виде страданий других, когда он старается изыскивать возможности, чтобы привносить в мир гармонию, в том числе, чтобы облегчить страдания других в той степени, в какой ему позволяют обстоятельства, уповая при этом на Божью помощь ибо, согласно Библии, «Бог есть любовь» (1 Послание Иоанна 4:8,16).

Очевидно, что наше время характеризуется катастрофическим недостатком любви, о чём предсказывалось в Библии: «Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь» (Евангелие Матфея 24:11). Это иллюстрируется массой фактов. Например, в США вторая причина детской смертности – это насилие над детьми, а в России ежегодно в результате насилия в семье погибает около 14 000 женщин. Ежедневно в мире по причинам, связанным с недоеданием, умирает около 40 000 детей, при том, что колоссальные средства тратятся на аморальные развлечения, вооружение, киноиндустрию, продуцирующую насилие, безнравственность (в том числе и в виде мерзкой порнографии), оккультизм, поощряющую развитие духа гордости, эгоизма и непокорности, жажду накопительства и т.д.

Так, ирландский писатель и философ К.С. Льюис в своей книге «Просто христианство» пишет: «Если вы посмотрите, в каком состоянии находится сейчас мир, то вам станет совершенно ясно, что человечество где-то совершило серьёзную ошибку. Мы идём не по той дороге. А раз так, то надо как можно скорее вернуться назад».

Вот каким образом в Библии пророчески сообщается о том, какие качества будут преобладать у людей в современном обществе: «В последние дни наступят необычайно трудные времена. Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, лишёнными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточёнными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отвергающими её силу» (2 Послание Тимофею 3:1-5).

Возвращаясь к понятию духовности в библейском контексте, ещё раз подчеркнём, что истинная духовность связана с готовностью отзываться на Божье руководство и применять Его законы и принципы, содержащиеся в Священном Писании, Библии, которое вдохновлено духом Бога: «Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью подготовлен ко всякому доброму делу» (2 Послание Тимофею 3:16-17).

В заключение хотелось бы коснуться возможности «выхода Украины и человечества из духовно-нравственного тупика» (разработка предложений для этого является одной из трёх обозначенных целей круглого стола).

Каким бы пессимистичным ни казался следующий вывод, но никакие призывы к духовности (в том или ином её понимании), моральности, честности, доброте и т.д. в человеческом обществе не могут и не будут иметь положительного эффекта, если для этого не будет правильного основания. А им является признание факта того, что мы – творения Бога, зависимые от Него во всём и подотчётные Ему в том, как мы распоряжаемся подаренной нам жизнью и как относимся к другим. Для этого необходимо в корне изменить мышление человека. И Библия как раз показывает, каким образом это возможно и что гармоничное человеческое общество, базирующееся на любви к Богу и ближним, будет создано. Но это, очевидно, тема отдельного разговора, который автор этого материала готов продолжить в любой форме с любым заинтересованным читателем.

Игорь Лысенко
093-9213743
igor.v.lysenko@gmail.com