Комарова Алина Ивановна - Ректор
Международной академии методологии
государственного управления (МОО), академик
Ноосферной общественной академии наук, юрист,
доктор философских наук, профессор




Мораль XXI века: выход из тупика.
Морально-нравственные аспекты экономики России сегодня


«Все прогрессы – реакционны,
Если рушится человек».
А. Вознесенский



Современная цивилизация располагает немалым количеством социологических,
социально-политических теорий, основополагающее место среди которых по-прежнему
занимает марксизм, интерес к которому постоянно возрастает [1].
Карл Маркс (1818-1883), как и многие другие мыслители XIX века, стремился по-
новому осмыслить современные ему социальные науки и осуществить переворот во
взглядах на общество.
Марксизм, в отличие от других течений, которые существовали в XIX веке,
выступает не только как направление в теоретической мысли, но и как влиятельный ход
социально-политической мысли, тесно связанной с массовыми социальными движениями.
В основу своего учения Маркс заложил разработанный им принцип исторического
материализма, согласно которому развитие общества детерминировано существующим
способом производства и уровнем развития экономической системы.
История, по Марксу, - объективный процесс смены общественно-экономических
формаций (от низших к высшим) в результате классовой борьбы и социальных революций.
Формирование марксизма происходило в условиях революционного подъема,
охватившего западноевропейские страны в 40-е годы XIX. Все события, которые
происходили в этот период Карл Маркс оценивал сквозь призму идеологии
социалистического движения, а свои взгляды называл "научным социализмом. Одним из
основных положений научного социализма выступает теория классовой борьбы между
буржуазией и пролетариатом как движущая сила общественного развития.
Марксистская концепция социального развития связана, прежде всего, с анализом
антагонистических отношений между буржуазией и пролетариатом как главными
классами. Обострение социальных конфликтов и доведение их до социального взрыва -
пролетарской революции - объективная тенденция социального развития. Таким образом,
марксистская концепция классов и классовой борьбы имеет четко определенную
политическую направленность.
Рациональное зерно социальной теории марксизма состоит, прежде всего, в
изучении влияния системы материально-производственных отношений и интересов на
функционирование различных социальных субсистем - прежде права и политики.

2
Центральные концепции К Маркса, раскрывающие организацию общества на основе
материального производства, показывают взаимосвязи между экономическими и всеми
другими общественными отношениями - базиса и надстройки. Базис - это способ
производства, основной способ общественной организации производства товаров,
включающий отношения собственности на средства производства, экономические
взаимосвязи классов и социальных х групп, отношения между людьми по вопросам
производства и распределения продуктов труда. Согласно Марксу, базису принадлежит
определяющая роль по отношению к надстройке, куда можно отнести политические,
правовые, этические, эстетические, религиозные взгляды и соответствующие им
учреждения. Как утверждают марксисты, каждую общественно-экономическую формацию
отличает определенный тип базиса и надстройки.
Маркс осуществил глубокий анализ категории "отчуждение", определив его
философский, экономический и социальный смысл, обосновывая, что отчуждение труда в
буржуазном обществе осуществляется на основе - капиталистической собственности на
средства производства.
Теория марксизма строится на признании действия в природно-историческом
процессе объективных закономерностей, сформулированных в таких законах: закон
соответствия производственных отношений характеру и уровню развития
производительных сил; закон первичности базиса и вторичности надстройки; закон
классовой борьбы и социальной революции; закон природно-исторического развития
человечества через смену общественно-экономических формаций.
В философско-методологическом понимании общество - это сложная система,
развивающаяся на основе объективных социальных законов,
форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.
Обществу как системе присуща характеристика, которая обнаруживает
объективную форму его существования - целостность, т.е. обществу присущи свойства,
которые нельзя вывести из его отдельных элементов. Общество воспроизводит себя.
Механизм его воспроизводства предполагает наличие в структуре общества устойчивых
отношений, которые характеризуются значительной самостоятельностью по отношению к
отдельным элементам.
Важной характеристикой системы выступает взаимозависимость с внешней
средой Постоянно реагируя на вызовы внешней среды, система, с одной стороны,
приспосабливается к ее параметрам, а с другой - сохраняет свою целостность и качество
Качественные и количественные изменения системы в пространстве и времени отражают
процесс ее развития
Наиболее сложной и общей социальной системой является именно общество
(общество в целом), которое отражает все характеристики социальных систем.
К основным признакам системы относятся: целостность, принципиальная
невозможность отождествления качеств системы с суммой качеств элементов, ее
образующих, невозможность вывода из последних качестве целого; зависимость каждого
элемента, качества от его места и функций внутри системы; структурность - возможность
описания системы через установление ее структуры, т.е. комплекса связей и отношений
системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных
элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды (система
формирует и проявляет свои качества в процессе взаимодействия со средой) иерархичность
- каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а
исследуемой системы
Наиболее передовые научные парадигмы современности обосновывают:
системный подход к анализу общества основывается на реализации положений
методологического характера - выявлении общих сторон, связей и отношений общества, на
всех исторических этапах его развития с учетом того, что некоторые связи могут иметь
различную полноту исторического осуществления, например: наука стала приобретать

3
решающего значение только во второй половине XX века и до сих пор еще неполно
раскрыла свой потенциал.
С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей,
вступающих в отношения, связанных между собой совместной деятельностью по
достижению общих для них целей, характеризующееся самоорганизацией,
самодостаточностью.
Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия
людей", общество - это совокупность отношений, развивающихся между людьми,
складывающиеся в процессе их совместной деятельности - писал Карл Маркс.
Фундаментальным является рассмотрение общества как целостной системы элементов,
находящихся в состоянии тесной взаимосвязи Такой подход к обществу и является
системным .Основная задача системного подходов хода в исследовании общества состоит
в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла
бы стать единой теорией общества.
С точки зрения системного подхода, общество - это не суммативная, а целостная
система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и
отношения образуют новое системное качество как особый и качественное состояние,
которое нельзя рассматривать как простую сумму элементев.
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, над-
личностный характер, то есть общество - это некоторая самостоятельная субстанция,
которая по отношению к индивидам первичная. Каждый индивид наследует определенную
структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Наиболее
характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие
координацию и субординацию элементов .
Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся,
открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность
людей
и коммуникация с окружающей средой. Характер объединения элементов
общества в систему обычно трактуется в соответствии с тем или иным способом
объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий
фактор может быть усмотрен и в материальных (экономических), и в духовных связях
людей.
Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью
согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что
позволяет описывать ее динамику. В частности, с помощью синергетических моделей.
В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках
социума его элементы – подсистемы: сферы жизнедеятельности общества; а также
система человек-общество; малые и большие социальные группы; этнические и
национальные общности; государства или союзы государств т.д. Все эти подсистемы
объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и
взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и
самовоспроизведения. Вместе с тем каждая из подсистем общества как системы обладает
известной степенью автономии и самостоятельности.
В разных социально-философских моделях общества выделяются разные ее
системные элементы.
В марксистской философии, в частности, подсистемами общества принято
считать следующие сферы его жизнидеятельности, которые выделяются в зависимости от
типа общественных отношений:
экономическую сферу, элементами которой являются материальное
производство и производственные отношения (среди которых главными являются
отношения собственности),
социальную сферу, состоящую из таких структурных образований как классы,
социальные общности, социальные институты
и т.д., взятые в их взаимоотношении и

4
взаимодействии друг с другом. Социальная сфера – это сфера воспроизводства человека
как социального существа;
политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты
политических отношений: государство, политические партии и др.
духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания:
право, религию, философию, мораль (подчеркнуто нами – А.К.), искусство.
Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в
свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.
Все сферы жизнедеятельности общества не только взаимосвязаны, но и
взаимно обуславливают друг друга.

Разделение общества на указанные выше сферы, конечно, несколько условно, но
оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества,
многообразную и сложную общественную жизнь.
Взяв за основу типологию социальной деятельности в обществе как системе можно
выделить, например, уже несколько иные сферы, или области, деятельности людей:
материальную, сферу производства материальных ценностей;
духовную, сферу производства духовных ценностей;
управленческую, сферу регулирования материальных и духовных ценностей;
сервисную, сферу обслуживания производства и регулирования материальных и
духовных ценностей.
В свое время К. Маркс, развивая европейскую традицию во взглядах на общество,
высказал важное положение о том, что «способ производства материальной жизни
обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В целом
эта классификация выдержала испытание временем, хотя сама проблема выделения и
понимания всеобщих сфер общества многими учеными решается по-разному.

Обратимся теперь к краткому анализу выделенных
всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе [2].
Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность
общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена
деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или несправедливого,
и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей
несправедливости.
В любом обществе исторически складывается и действует система
социальных регуляторов [3], которые в совокупности оказывают воздействие на
развитие общественных отношений, на поведение людей.

Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система
мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные
общественные отношения.
Термин "регулирование" означает определять поведение людей и их объединений,
придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать. В
регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные
социальные регуляторы .
К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. путем
установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить
общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью
механизма социального принуждения. Социальное принуждение может быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права; моральным, которое
выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических
норм; со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы,

5
т.е. нормы уставов, положений общественных объединений; со стороны мирового
сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного
права. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали,
политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения,
нормативно-технические нормы [4].
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в
том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их
действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в
установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет
установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную
государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых [5].

Постоянное совершенствование общества неотделимо от воспитания характера
одного человека, который строит свою жизнь на основе нравственных ценностей.
Право и мораль занимают особое место в формировании духовного мира личности,
являясь важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему
общественных отношений
[6].
Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по
большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики
поведения людей.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые
разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения, различные моральные
ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные
ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг,
совесть).
Все элементы структуры нравственного сознания, обладают целым рядом
особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее
внеинституциональность, императивность
.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки
проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая
декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое
произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку,
никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя
достаточно строгую мораль , и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой «моральный
срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».
Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений
духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой
организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и
организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие
морали даже средств вложить нельзя — некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща.
Императивность — состоит в том, что большинство моральных требований
апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или
счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е.
носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует
творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве,
думается, есть вполне рациональный смысл — ведь общий баланс творимого добра и
воздаяний за него сводится только на уровне общества. Ожидать же ответной
благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.
Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать:
регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

6
Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей,
прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет социальную роль морали.
Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность
интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым
интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их
выполнение уже не дает желаемого результата.
Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально
закрепленными нормами всегда свидетельствует о неблагополучии в общественной жизни.
Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен:
а) либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены;
б) либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в
моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и порядок надо
наводить именно в этой сфере.
Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия.
Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бессилие
руководства изменить положение формировали практику поведения, которая
противоречила официально провозглашенным моральным требованиям.
В конечном счете моральный кризис нашего общества стал лишь симптомом
кризиса более глубокого — в экономических основах нашего социального бытия.

В новых условиях частная собственность оказывается не менее священной, чем
общественная; заклейменная преступной спекуляция часто оборачивается честным
бизнесом, а «родной» коллектив бросает человека на произвол судьбы, советуя опираться
на собственные силы….
Пока же кризис морали продолжает углубляться. Надежду на его преодоление
можно видеть, по крайней мере, в следующем:
во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа «не убий»,
«не укради», «чти отца своего» и пр.), которых все-таки большинство нормальных людей
придерживается несмотря ни на что;
во-вторых, в механизме саморегуляции морали , которая по самой сути своей
предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе индивидуальных
страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу может стабилизовать нравы,
остановить их деградацию. Моральный инстинкт редко подводит человечество.
Реальной же основой улучшения нравов, т. е. практически складывающихся
нравственных отношений и эмпирического морального сознания, может быть только
наведение ПОРЯДКА в материальной и других сферах жизни нашего общества .

Известно: ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации.
Современное общество организовано на основе множества экономических, политических,
идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным»
(транзитивным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу
[7].
Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему,
обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда.
С тем чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять
свои потребности, и в первую очередь материальные потребности людей, которые имеют
объективный и исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих
потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает главным показателем
эффективного функционирования общества как системы.
В реальной жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или
освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой.
Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и
обойденных ею, делает картину социального положения людей и социальных
отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном

7
политическом решении социальных проблем — ключ к нормальному
функционированию и развитию общества как системы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность
общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена
деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или несправедливого, и
понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей
несправедливости.
Останавливая внимание на аспекте «морально-нравственые аспекты экономики
России сегодня», позволим себе недалекий исторический экскурс.
В газете «Ведомости», 30.01.2012 г., под заголовком: «О наших экономических
задачах» опубликована статья В. Путина «Нам нужна новая экономика»:
«Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира…, –
подчеркнул В.В. Путин в статье, – что надо сделать для решения этой проблемы? …
За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы
должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество
занятости, а значит, и качество жизни людей...» [8].
С момента публикации прошло пять лет. Что изменилось? Что представляют
собой сегодняшние экономические реалии России?

Коснемся лишь некоторых аспектов этой большой и серьёзной проблемы.
Данные Росстата [9] свидетельствуют: падение практически по всем отраслям
экономики в целом на 3,7 процента, исключая сельское хозяйство, увеличившее
производство на 3 процента. Есть и рост: безработицы - на 7,4 процента, потребительских
цен - на 15,5 процента...
Куда ушли деньги? Можно ли было избежать такого развития событий?
Правительство утвердило в январе 2015-го антикризисную программу… в прошлом году
на антикризисные мероприятия была выделена громадная сумма - 2,332 триллиона рублей!
План их использования насчитывал 60 пунктов и охватывал, кажется, все сферы
социальной и экономической жизни. Но... попытка оказалась неудачной… Причины этого,
видимо, следует искать в том, что около триллиона рублей было выделено не на
финансирование реального сектора экономики, а на поддержание ликвидности банковской
системы.
Другая проблема - плохо спланированный и неудачно организованный
инвестиционный процесс.
Счётная палата России считает: «антикризисные мероприятия
в соответствии с отчётом Правительства выполнены лишь по 34 пунктам, или на 56,7
процента от плана».
Но министр финансов России А. Улюкаев в декабре 2015 года необоснованно, заявил,
что «пора заканчивать с антикризисными программами, пик кризиса пройден».
Однако, как заявил М. Емельянов - первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и
предпринимательству: «Нынешняя правительственная команда занимается затыканием
дыр в экономике, которые образовались в результате их деятельности, а не системным
преобразованием на основе принципиально новой модели развития, приостанавливая лишь
растущую нищету населения».
Инфляция в России в 2015-м составила 12,9 процента, что является официальным
максимумом с 2008 года. Уже одно это сравнение дает все основания признать прошедший
год абсолютно кризисным.
Рост цен за 3 года: за это время национальные деньги в России обесценились на
33.99%. То, что можно было купить за 10 000 руб. в начале февраля 2013 года, в конце
января 2016 года стоит уже 13 399 руб. [10].


Далее - в прикрепленном файле