Кристаллическая структура личности

Всесторонне развитая личность, многогранная личность, кристально честный человек, одномерный человек – с этими и иными аналогичными характеристиками человека нам доводится сталкиваться в литературных источниках - как в художественных, так и в общественно-научных. Эти характеристики вводились в оборот совершенно разными авторами, живущими в разные времена и на разных континентах. Каждый из них, конечно же, имел какие-то свои особые основания для порождения этих образных выражений, которые, как оказалось впоследствии, были сформулированы настолько метко, что обрели довольно широкое распространение.

Потому так представляется, что с помощью данных образов было найдено, возможно, наиболее удачное на сегодня средство визуализации, наглядного представления о внутренней духовной сущности человека. Вот только сами эти грани личности – их количество, расположение и наименование – пока что однозначно не определены, не расписаны. Разве только в самом простом – одномерном случае (Г.Маркузе).

Данная работа являет собой попытку выработать модельное видение структуры личности с использованием кристаллических образов, которое позволило бы упорядочить определенным образом совокупность аналогичного рода представлений о личности.

* * *

Исходные позиции.

Человек сотворен свободным в своем выборе  он всегда арена внутреннего противостояния его противоположных начал: Любви и Ненависти, Истины и Лжи, Добра и Зла, Красоты и Уродства. И нет той низшей черты, куда не мог бы пасть человек. Но и нет той вершины, на которую он не смог бы подняться.

Исследованию столь противоречивого феномена человека посвятили свои жизни многие величайшие умы человечества во все времена, но и сегодня можно утверждать, что человеческая природа, как микрокосм, по-прежнему хранит в себе не меньше тайн, нежели макрокосм - Вселенная.

В ходе поисков исследователям, так или иначе, приходится занимать вполне определенные исходные позиции по ряду вопросов, в соответствии с которыми и разворачиваются все их дальнейшие логические построения.

Первая исходная позиция касается вопроса: что первично в человеке – доброе или злое начало? (Аналогично основному вопросу философии: что первично – материальное или духовное?)

Автор данной работы солидарен с определением добра и зла в редакции Э. Фромма: "С точки зрения гуманистической этики зло – все, что направлено против жизни, все же доброе служит сохранению и развитию жизни" – и разделяет позицию приверженцев гуманистической этики о том, что доброе начало доминирует в психике здорового человека.

Уверенность в гуманистической позиции зиждется на очевидном факте – исторической тенденции гуманизации межчеловеческих отношений, нашедшей отражение, в частности, в известной модели общественного развития "дикость – варварство – цивилизация" (Л. Морган, Ф. Энгельс). "Работают" на эту тенденцию как инстинкты самосохранения и продолжения рода, так и уникальная способность человека к абстрактному символическому мышлению, благодаря чему он может накапливать и передавать от поколения поколению знания, моделировать процессы развития и принимать адекватные решения.

Вторая исходная позиция - что есть личность как предмет исследования?

На настоящий момент существует множество теорий личности, сравнительный анализ которых проведен, в частности, в книге С. Мадди "Теории личности: сравнительный анализ".

В рамках данного исследования используется подход последователей Л.С. Выготского, где под личностью понимается результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н. Леонтьев.). Введенное на основе этого подхода самое общее определение личности, как некоей духовной сущности человека, его субъектного "Я", характеризующегося совокупностью социально приобретенных качеств (мировоззренческих, психологических, поведенческих и пр.) позволяет отграничивать его от близкого понятия индивид, выражающего общие свойства человека как организма, и понятия индивидуальность, выражающего специфику отдельного человека, которая может носить наследственный характер или являться следствием случайного воздействия.

Третья исходная позиция – вспомогательный понятийный аппарат.

Вышеприведенное определение личности в семантическом плане весьма широко и не позволяло успешно решить поставленную задачу. В целях сужения исследуемого смыслового пространства было принято решение анализировать личность человека через его деятельность, ибо судят о человеке по делам его.

Детерминация человеческой деятельности обуславливается множеством разнородных по своим свойствам стимулов биологического и социального происхождения, которые еще в рамках советской философской школы, отличавшейся изощренностью в решении методологических задач, систематизации и категориального синтеза, было принято разбивать на три группы: потребности, интересы, ценности.

Представляется целесообразным воспользоваться этими наработками, поскольку аналогичным понятийным аппаратом пользуются и зарубежные представители гуманистического направления в философии и психологии. В частности автор весьма популярной "пирамиды потребностей" А. Маслоу в своих последних трудах существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, в том числе, с помощью введения понятий "интерес" и "ценности", фактически отказавшись от модельного построения в виде многоступенчатой мотивационной пирамиды потребностей.

Правда, с использованием термина "ценности" он испытывал существенные трудности (Дальние пределы человеческой природы):
"Термин "ценности" получает самые разные определения и означает разное для разных людей. Семантическая путаница здесь настолько велика, что я убежден, что мы вскоре откажемся от этого претендующего на всеохватность слова в пользу более точных и более операциональных определений каждого из многих частных смыслов, которые ему придаются."

Но здесь же:
"Должен заметить, что для меня не важно, употребляю я слово "ценности" или нет. Можно прекрасно изложить все, что я излагаю, вообще не пользуясь этим термином. Наверное, в целях научной стратегии, или, по крайней мере, для того, чтобы быть понятым широкой научной общественностью, мне следовало бы быть более дипломатичным и избегать этого слова. Но я действительно считаю это несущественным. Важно, чтобы мы всерьез отнеслись к этим новым разработкам, помогающим понять психологию и биологию выбора, предпочтений, удовольствий и тому подобных вещей."

Учитывая то обстоятельство, что дефиниции понятий "интерес" и "ценности" сильно разнятся у различных авторов, в рамках данной работы за основу взяты подходы А.Г. Здравомыслова, используемые им, в том числе, в его книге "Потребности, интересы, ценности" и отличающиеся столь необходимым для анализа человеческой мотивации свойством системности.

Руководствуясь данным подходом, и проведя анализ литературных источников по рассматриваемой проблематике, был синтезирован следующий понятийный ряд, удовлетворяющий требованиям решаемой задачи.

Потребности – недостаток чего-либо, служащий исходной причиной человеческой активности, деятельности.

Интересы – активное отношение человека к природной и социальной действительности с позиции удовлетворения потребностей.

Ценности – 1) "Предметные ценности" – собственно то, что служит удовлетворению потребности.
2) "Субъектные ценности" – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека). Эти ценности выступают в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции (Философский энциклопедический словарь).

В ценностном ряду особое место занимают высшие ценности человеческого бытия, они же – бытийные или духовные ценности (А. Маслоу).

* * *

Анализ проблематики.

Можно ли отнести что-либо из вышеприведенного мотивационного комплекса к структуре личности и тем самым сузить диапазон исследования. И возможно ли такое вычленение с учетом того обстоятельства, что потребности, интересы и ценности человека тесно взаимосвязаны друг с другом?

Так, потребности выступают в качестве отправного пункта всей системы мотивации, поскольку деятельность человека имеет своей конечной целью удовлетворение потребностей. Интерес проявляется ко всему, что может содействовать удовлетворению потребности. Субъектные ценности служат ценностным ориентиром в принятии решений. Вместе интересы и ценности позволяют определять путь, методы и средства достижения цели – удовлетворения потребности.

С другой стороны, субъектные ценности выступают системообразующим фактором при формировании всей структуры интересов и потребностей личности. Поэтому именно ценностные ориентации человека и составляют по сути своей некий каркас, базовую структуру его личности, о чем говорил еще И.Кант. В силу чего вполне возможно, что изначально дальнейший анализ проблематики следовало бы свести сугубо к исследованию ценностных ориентаций человека.

Вместе с тем, для того, чтобы уяснить, как может быть структурировано ценностное пространство, необходимо изначально иметь ясное представление о структурировании пространства потребностей – базовой компоненты мотивационного комплекса человека.

Рассмотрим с этой целью пирамиду потребностей А. Маслоу – первую (пусть не совсем совершенную в силу этого обстоятельства), но и сегодня сохраняющую свою актуальность попытку систематизировать потребности человека...


Далее - в прикрепленном файле