проект
ИДЕОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА
(ИДЕОЛОГИЯ НАРОДНОГО ЕДИНЕНИЯ)
10 редакция
ВВЕДЕНИЕ
Идеология гармоничного общества – системный взгляд на общество в виде совокупности логически взаимосвязанных идей, целей, ценностей, принципов, методов и понятий, предназначенных для организации целенаправленного социального анализа, проектирования и формирования гармоничного общества как совершенного единения людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для счастливой жизни – самореализации на свое и всеобщее благо.
Идеология гармоничного общества призвана послужить преодолению идеологического хаоса и неопределенности будущего человечества, возникших после краха основанной на коммунистической идеологии системы стран социалистического содружества во главе с СССР и приданию осмысленности и целенаправленности дальнейшему развитию утратившего экзистенциональные ориентиры мирового сообщества.
Необходимость в разработке именно идеологии, а не какого-либо иного вида концептуального смыслообразования, обусловлена ее особым функциональным предназначением. Понятие «идеология» было введено в оборот в начале XIX века французским философом и экономистом А.Л.К. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, позволяющих установить твердые основы для политики, этики и т.д. В таких твердых основах, от качества которых напрямую зависит успешность разрабатываемых на их базе социальных проектов, как раз и нуждается сейчас человечество.
Хотя вычленение и терминологическое обозначение в общественном сознании особой – идеологической – сферы деятельности произошло относительно недавно, человечество уже не одно тысячелетие целенаправленно занималось социальным проектированием. Так принято считать, что первую попытку социального проектирования осуществил Платон, разработавший в 360 г. до н. э. учение об идеальном государстве. Правда, это идеальное государство так и не было построено, но в то же время были сформированы и функционируют по сей день совсем другие общества на основе, как правило, религиозных социальных проектов, написанных задолго до Платона. А относительно «молодой» христианский проект даже получил мировой статус, оказав наибольшее влияние на развитие человечества. Однако в процессе реализации этого мирового проекта достичь его высокой цели – совместного бытия людей в любви – так пока и не удалось. Причиной чему – несовершенства проекта. В результате христианское влияние стало ослабевать, и появился светский коммунистический проект, предлагающий построение общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» («Манифест коммунистической партии» К. Маркс, Ф. Энгельс). Но судьба и этого мирового проекта по той же причине оказалась незавидной, его высокая цель также не была достигнута.
За свою недавнюю историю человечеством был наработан целый ряд идеологий – либеральная, консервативная, социалистическая, коммунистическая, националистическая, анархическая…, отражающих интересы определенных социальных групп. В самом названии идеологий отражена, как правило, системообразующая цель общественного развития в виде приоритета исповедуемых этими социальными группами социальных ценностей – свободы, традиций, социальной защиты, классовых, этнических, религиозных ценностей и т.п. Такого рода узкогрупповые идеологии используются соответствующими политическими партиями в их борьбе за власть, что приводит к расколу общества и социальной конфликтности. Так весь XX век был ознаменован состязанием приверженцев либеральной и коммунистической идеологий, отражающих соответственно интересы представителей капитала и наемного труда, в которой первые одержали-таки верх. Но это в конечном итоге привело к краху победившей идеи – благодаря тому, что в условиях либеральной демократии партии власти финансируются узким кругом лиц, сконцентрировавших у себя крупный капитал, всюду с неизбежностью устанавливается тотальная власть мировой финансовой олигархии со всеми вытекающими последствиями – неуклонным и все более ускоряющимся увеличением пропасти между доходами бедных и богатых, подавлением свобод, кризисами, войнами, экологическими бедствиями… . Теоретики либерализма такой антилиберальной перспективе ничего не сумели противопоставить.
Крах коммунистической (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса) идеологии также был предопределен теоретическими недоработками. В коммунистическом проекте авторами заложен запрет на использование средств производства, находящихся в частной собственности, в предпринимательской деятельности с применением наемного труда. Этот запрет сужает пространство свобод для самореализации лиц, обладающих предпринимательским даром, вступает в противоречие с естественным стремлением человека к свободе действий и с заявленной в том же Манифесте коммунистической партии целью – свободное общество. А наличие противоречий в проекте, как известно, предопределяет его фиаско.
Запретом частной собственности на средства производства исключаются из процесса эффективной самореализации прирожденные предприниматели – капитаны хозяйственной деятельности. В частности, поэтому проиграл экономическое соревнование и был вынужден сойти с дистанции эволюционного развития человечества СССР, как вид социального организма, не выдержавший конкуренции с другими.
Требуемая авторами Манифеста отмена права частной собственности на средства производства основывалась на ложном понимании первопричин того, против чего они боролись – эксплуатации человека человеком. Право частной собственности – это право владения, пользования и распоряжения этой собственностью, но отнюдь не право собственника на присвоение коллективно произведенной с использованием его собственности продукции. Отношения участников производства к произведенной ими продукции определяются исключительно их договором, это частноправовые договорные отношения. И если это договор свободных людей, то это договор партнерства. Если же какая-то сторона понуждается к заключению этого договора насилием, голодом, холодом и т.п., только тогда можно говорить об эксплуатации.
Характер договорных отношений во многом определяется правовой системой государства, законодателями. Поэтому, пока у власти находится класс собственников средств производства, договорные отношения строятся с преимуществами в их сторону. Если власть принадлежит только наемным работникам, имеет место перекос в другую сторону. И только в случае народовластия, когда каждый гражданин имеет возможность на равных с другими принимать участие в выработке и принятии управленческих решений наивысшего уровня, касающихся его жизни, может быть выстроена партнерская, сотворческая модель отношений в экономике.
Дискредитация либеральной и коммунистической идеологий, следуя которым вместо обещанной свободы получаются соответственно олигархия и тоталитарные режимы, и образовавшийся по этой причине идеологический хаос и дезориентация людей повлекли за собой глобальные разрушительные последствия в массовом сознании – возникло состояние всеобщей неопределенности и гнетущее неверие в лучшее будущее человечества. Порожденное этим ощущение грядущего апокалипсиса, подкрепляемое ростом международной напряженности, получает все большее распространение в сознании людей. Стало вполне очевидным, что человечество входит в полосу глобальных потрясений и трансформаций и поэтому дальнейшее пребывание в режиме идейного раскола, противостояния и войн, противоречащее историческому гуманистическому вектору развития общества и грозящее людям самоуничтожением по причине разрушения окружающей природной среды, уже недопустимо. В повестке дня мирового сообщества императивным образом встал вопрос об универсальной общечеловеческой идеологии народного единения, гармонизирующей общественные отношения и отношения с Природой...
Далее - в прикрепленном файле