ПРОБЛЕМА АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕГРАТИВНОГО
ПОНИМАНИЯ
ПОНИМАНИЯ
Традиционно аксиология (теория ценностей) рассматривается как составная часть социологии. Между тем, в качестве реакции на всеохватную прагматизацию жизненного процесса сегодня актуализируется альтернативная ценностно-смысловая установка. Подспудно и осознанно начинается поиск интегративной аксиологической философии.
Предлагаю для обсуждения следующую гипотезу. Бытие в себе представляет собой Чистое (точечное) Понимание. Можно назвать его иначе: Вечность, Тайна, Трансцендентное. Или так: Чистая Любовь, Чистая Гармония, Чистая Красота, Чистое Страдание и т.п. Каждое название предопределяет своеобразную специфику рассуждения. Чистое Понимание содержательно проявляется в качестве бесконечного множества инвариантов конкретного понимания, воспринимаемых нами в качестве целостной Вселенной, её отдельных сфер, объектов, человеческих чувств и логически оформленных понятий. Сугубо человеческий вариант проявления Чистого Понимания я называю соборностью, представляющей собой иррациональное аксиологическое самопонимание. По своему изначальному смыслу оно предопределяет целостно-ценностное существование человека, спонтанно ориентированного на колоритное и многовариантное единение всего человечества. Соборность выражается в трёх основных формах: магическо-мифологической, религиозной и секулярной. Эволюция социума порождает бесконечное множество форм единения людей. Принцип ценностного единства сохраняется и одновременно обостряется борьба между формами одного того же прирожденного не осознанного понимания. Осознаются взаимоисключающие формы, а порождающее их в различных социальных обстоятельствах Первоначало нейтрализуется.
Можно выделить три основных уровня человеческого понимания: аксиологический (жизнетворящий); рационалистический (жизнетворческий); эмпирический (жизнестроительный). На этой основе воспроизводятся три метафизические парадигмы: субъектная (соборно-феноменологическая аксиология), субъект-объектная (рационалистическая гносеология) и объектная (традиционная онтология), имеющие различное предназначение.
Согласно всем понятной объектной парадигме эволюции мироздания и прогрессу общественного развития присущи общие и частные закономерности. Человек способен адекватно их осознавать. Субъект-объектная парадигма ставит под сомнение принципы объектного понимания и рассматривает Вселенную как картину мира, возникающую в результате взаимодействия форм человеческого понимания и Бытия в себе. Субъектная парадигма (метафизика) базируется на аксиологических интенциях, данных человеку изначально. Классики рационалистической философии на языке своих понятий осознавали основополагающее присутствие в метафизическом творчестве объектных и субъект-объектных установок. Но не замечали или мало задумывались, что они являются не первичными опорами интегративного творчества, а производными от аксиологических интенций человека. В условиях кризиса рационализма А. Шопенгауэр инициировал бурный вариативный поиск аксиологической метафизики. Сформировавшаяся иррациональная метафизика глубинно раскрыла беспочвенность западного индивидуализма, обусловливающего одномерную утилитарно-прагматическую ориентацию индивида.
Интегративная мысль русского и всех не Западных народов всегда базировалась и сейчас базируется на аксиологических интенциях. Именно в русской философии и всей культуре России потенциально присутствует современная субъектная метафизика. С ее позиций мы приходим к убеждению, что человеческая эволюция разнонаправленно обусловлена изначальными (вечными) архетипами (смыслами, ценностями) и производными от них временными умонастроенческими архетипами. Под влиянием архетипов возгораются и бурлят самые различные стихии жизни. Одновременно с этим рождаются социальные структуры, частично гасящие и утихомиривающие жизненные стихии, и направляющие их в миротворческое русло. Человеку не свойственно совершенствование. Он изначально рождается с каким-то Смысловым предназначением. Человек не прогрессирует, а просто проявляется в различных вариантах. Меняется по форме мироздание и меняется по форме человеческое предназначение, оставаясь по Смыслу одним и тем же.
Аксиологическая метафизика обращена к Таинственной Вечности (Чистому Пониманию). Она призвана гипотетически выявлять и анализировать производные от Чистого Понимания конкретные формы спонтанного человеческого понимания: изначальные вечные архетипы, временные умонастроения, стихии жизни. И характер их проявления в социальной жизнедеятельности и различных вариантах сознательного понимания. В результате формируется рефлексивная идеология, стимулирующая разработку вариативной системы аксиологического интегративного образования. Такая система образования призвана вывести человека из сферы отчуждения и вернуть его к самому себе, обладающему целостной внутренней ментальностью, предопределяющей осознанное рефлексивное понимание и жизнедеятельность в целом.
Холодный Василий Иванович, д. ф. н., профессор, Москва.
Т. +7 985 237 70 38; эл. п.: vkholodny@rambler.ru