Игорь Лысенко
Библейская модель воспитания
"Люди постоянно спрашивают друг друга,
что им следует делать, в то время как
единственно важный вопрос заключается в том,
какими они должны быть" [1, с. 341]
что им следует делать, в то время как
единственно важный вопрос заключается в том,
какими они должны быть" [1, с. 341]
Проблема воспитания не может, по нашему мнению, рассматриваться вне контекста религиозных убеждений людей либо отсутствия таковых. В этой связи есть смысл говорить о моделях теистического и секулярного воспитания. Так, мы разделяем мнение испанского философа Ксавьера Субири (1898-1983) о том, что "для всякого вполне очевидна вся значимость и глубина проблемы Бога" [2]. Исходя из этого, верующий человек при принятии всевозможных решений, ориентируется на волю Создателя, выраженную в Священном Писании. Это, разумеется, справедливо и в отношении такого вопроса, как воспитание личности в целом и воспитание детей, в частности (далее под детьми будем понимать в том числе и подростков, а также молодых людей, достигших, приблизительно 20-летнего возраста, в согласии с высказыванием о том, что воспитание – это двадцатилетний проект).
Можно было бы думать, что модели теистического воспитания должна противопоставляется модель атеистического воспитания, однако, это было бы некоторым сужением понятия, поскольку не только атеистическое, но и агностическое, а также деистическое мировосприятия не учитывают фактор Бога в воспитании. В то же время, очевидно, что сама модель теистического воспитания может иметь разные выражения, определяемые теми Священными книгами (Писаниями), которые лежат в основе соответствующего религиозного мировоззрения: так, по-видимому, можно говорить о моделях коранического и библейского воспитания.
Таким образом, это вступление указывает на место рассматриваемого вопроса – «Библейская модель воспитания» - в общей проблематике воспитания.
Согласно Библии, «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8,16; здесь и далее, если не указано иначе, библейские цитаты приводятся из издания [3]). Это утверждение – ключевое для всякого верующего человека, основывающего свои убеждения на Библии, и, следовательно, осознание этого факта мотивирует такого человека на то, чтобы принимать решения, в том числе и связанные с воспитанием, исходя из него.
Итак, в основу воспитания должна быть положена любовь. Возможно, эта мысль покажется настолько тривиальной, что может вызвать недоумение: а как же иначе? И всё же: а что значит любить? Означает ли это лишь только добросовестно исполнять свои родительские обязанности, основываясь на естественной привязанности родителей к детям? Возможно, в секулярной модели воспитания это так и есть, однако, в библейской модели воспитания – это всего лишь один из её базовых компонентов. И в этом отношении нельзя не согласиться с детским психиатром Россом Кэмпбеллом: «Если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, всё остальное (дисциплина, отношения со сверстниками, успехи в школе) покоится тогда на фальшивом и зыбком фундаменте, что чревато всевозможными осложнениями» [4, c.19].
Ещё одной из аксиом библейской модели воспитания является: «Дети – наследство Господне, дети - Его награда» (Псалом 126:4, Современный перевод Библии [5]). Логическим следствием этой аксиомы является то, что верующие родители осознают свою ответственность перед Богом за воспитание детей и подотчётность Ему, чего, очевидно, нельзя сказать, по определению, о тех, кто воспитывает детей в соответствии секулярной моделью воспитания.
Суть библейской модели воспитания можно представить следующим образом.
Описывая взаимоотношения родителей и детей, Библия показывает, что ребенок всегда нуждается в родительском руководстве. Так, в Библии говорится: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья, родившиеся у человека в молодости его. Счастлив человек, наполнивший ими свой колчан» (Псалом 127:4,5). В этом псалме дети сравниваются со стрелами, а родивший их – с сильным воином. Подобно лучнику, который знает, что стрелы не попадают в цель случайно, любящие родители понимают, что воспитание ребенка – не дело случая. Несомненно, они желают, чтобы их дети, образно говоря, достигли цели – стали счастливыми и ответственными людьми. Родители хотят, чтобы дети принимали правильные решения, поступали благоразумно, избегали ненужных проблем и добивались стоящих целей.
Что же необходимо для того, чтобы стрела попала в цель? Сначала стрелу нужно подготовить, затем бережно положить в колчан и, наконец, приложив усилия, направить прямо в цель. То же самое можно сказать и о детях. Чтобы их дальнейшая жизнь была успешной, их нужно подготавливать, оберегать и направлять. Кратко рассмотрим эти три аспекта воспитания детей.
В библейские времена стрелы подготавливались с особой тщательностью. Древко стрелы выстругивали из легкой древесины вручную, стараясь сделать его максимально прямым. Наконечник стрелы заостряли, а к другому концу прикрепляли перья, которые выравнивали полет и помогали стреле достичь цели.
Родители хотят, чтобы их дети были похожи на прямые стрелы – чтобы они были безупречными и не сбивались с пути. Поэтому мудрые родители не закрывают глаза на серьезные недостатки своих детей, а с любовью помогают им избавляться от них. Так, в Библии говорится: «Глупость привязалась к сердцу мальчика» (Притчи 22:15), поэтому на воспитание ребенка нужно затратить немало усилий, что требует от родителей сосредоточенности и проницательности. В той связи актуальными могут быть следующие слова: «Кто удерживает свою розгу, тот ненавидит сына, а кто любит его, тот ищет возможности воспитывать его» (Притчи 13:24). В данном случае под «розгой» подразумеваются разные методы воспитания. С любовью исправляя своих детей, родители помогают им избавляться от недостатков, которые, укоренившись, повлекли бы за собой немало страданий. В то же время, игнорирование серьёзных недостатков ребёнка эквивалентно ненависти к нему, поскольку это повлекло бы для ребёнка в будущем множество проблемных ситуаций.
Родители, которые любят своего ребенка, помогают ему понять, почему установлены определенные правила. Наставлять ребенка означает больше, чем просто наказывать его и говорить ему, что можно, а что нельзя. Гораздо важнее научить ребенка понимать, что стоит за тем или иным требованием. В Библии сказано: «Сын, обладающий пониманием, соблюдает закон» (Притчи 28:7). Когда стрелу выпускают из лука, прикрепленные к ней перья позволяют ей лететь прямо. Подобным образом, библейские принципы, исходящие от Бога, будут сопутствовать ребенку всю жизнь – даже после того, как он оставит родной дом.
Если вернуться к примеру со стрелами в колчане, то для чего лучник положил стрелы в колчан? Очевидно, для того чтобы они не сломались и лучше сохранились. Подобным образом хорошие родители тоже стараются защищать своих детей от опасностей, которые подстерегают их в эгоистичном и деградирующем мире. Порой им нужно запрещать своим детям заниматься тем, что могло бы плохо на них повлиять. К примеру, мудрые родители серьезно относятся к следующему библейскому принципу: «Плохое общение портит полезные привычки» (1 Коринфянам 15:33). Не разрешая своим детям общаться с теми, кто не уважает моральные нормы Библии, родители, скорее всего, уберегут детей от печальных ошибок, которые могли бы негативно отразиться на их жизни. Очевидно, что дети не всегда ценят родительскую опеку. Порой они даже восстают против нее, ведь, чтобы защитить своих детей, родителям нередко приходится говорить им «нет». Однако, как пишет один специалист по вопросам воспитания детей: «Хотя дети нечасто признаются в том, что нуждаются в заботе, и едва ли благодарят за нее, в глубине души они хотят, чтобы родители обеспечили им спокойную и стабильную жизнь. Мы достигнем этого, если будем ответственными родителями, которые устанавливают четкие границы поведению своих детей».
Ну а что можно сказать о направлении стрелы в цель? Для того чтобы выпустить стрелу из лука, требуется приложить немалую силу. В библейские времена лук иногда покрывали медью, поэтому, чтобы натянуть тетиву, воину приходилось прижимать лук ногой. Ясно, что только благодаря большим усилиям можно выпустить стрелу из лука и направить ее точно в цель. Воспитание детей тоже требует значительных усилий. Как стрела не может попасть в цель без помощи лучника, так и дети не станут достойными и гармоничными личностями сами по себе, не направляемые заботливой и уверенной родительской рукой. Но, можно не сомневаться, усилия окупятся с лихвой. В журнале «Parents» («Родители») говорится: «Исследования... показали, что дети, ведо́мые заботливой, но твердой родительской рукой, хорошо учатся, более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще чувствуют себя более счастливыми, чем те, кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе чрезмерной строгости» (Parents).
В Библии содержится заверение: «Наставь мальчика на правильный путь. Он не уклонится от него, даже когда состарится» (Притчи 22:6). Разумеется, родители, пытающиеся воспитывать детей в соответствии с библейской моделью воспитания при всём своём старании, понимают, что желаемый результат может и не быть достигнутым. Очевидно, каждый ребенок наделен свободой воли, и, став взрослым, он будет принимать самостоятельные решения, которые могут не вписываться в рамки норм Библии. И все же вероятность того, что воспитываемый в соответствии с библейской моделью воспитания ребёнок станет достойным человеком и гармоничной личностью никак не меньше, чем если бы он воспитывался согласно секулярной модели воспитания.
Сегодня практически никто не ставит под сомнение способность ребёнка, находящегося в утробе матери, к восприятию звуковой и тактильной информации. Поэтому мудрые родители начинают воспитание своего ребёнка ещё до его рождения, ласково и с любовью разговаривая с ним, и тем, более, не игнорируют необходимость эмоциональной «подпитки» ребёнка особенно в первые часы, дни, недели и месяцы его жизни. Р. Кэмпбелл утверждает, что «любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей» [4, с. 42].
Как пишет специалист по информатике и искусственному интеллекту, Дж. Вейценбаум, «многочисленные исследования детских домов показывают, что грудной ребенок нуждается в удовлетворении не только элементарных физических потребностей; младенец умрет, если он накормлен и умыт, но с самого момента рождения не окружен нежностью и лаской, т. е. если другие люди не относятся к нему как к человеку» [1, с. 271]. При этом Вейценбаум ссылается на работу R.A. Spitz. "Hospitalism". Psychoanalitic Study of the Child, vol. 1, 1945. Здесь, по-видимому, уместна аналогия с нежным растением: если его вовремя и в достаточном количестве не поливать, оно завянет.
Одним их важных отличительных аспектов подлинного христианства является основанная на глубокой моральной силе способность прощать: «прощайте друг друга великодушно, как и Бог великодушно простил вас через Христа» (Эфесянам 4:32); «Если вы прощаете людям их проступки, то и ваш небесный Отец простит вас, а если вы не прощаете людям их проступков, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков (Матфея 6:14,15).
Поэтому родители, воспитывающие ребёнка в соответствии с библейской моделью воспитания, будут стараться прививать ему этот крайне важный навык, учитывая в целом эгоистичное умонастроение современного общества, о котором в Библии пророчески говорится так: «В последние дни наступят необычайно трудные времена. Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, лишёнными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточёнными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отвергающими её силу» (2 Тимофею 3:1-5).
В этой связи крайне актуальным является совет упомянутого выше Р. Кэмпбелла: «Мы можем уберечь нашего ребёнка от неисчислимых сложностей, связанных с отягощённостью чувством вины, если мы научим его, как справляться с этим, а именно как прощать самому и как получать прощение от других, т.е. чувствовать себя прощённым. И мы можем это сделать, прощая его от всей души, когда ребёнок искренне сожалеет о случившемся» [4, с. 102].
Родители будут поступать мудро, если будут строить личность своего ребёнка на том положительном, что у него есть, иными словами, культивируя те позитивные качества, которые явно обнаруживаются в его поведении. К примеру, если ребёнок трепетно относится ко всему живому, если для него неприемлемо сорвать цветок, «потому что ему будет больно», если в его сердце явно сочувственное отношение к больным, инвалидам, пожилым, страдающим, то это не должно быть проигнорировано родителями, а наоборот, использовано для того, чтобы дать возможность «выходу» этих чувств ребёнка в практическую плоскость – родители должны увидеть, как можно помочь ребёнку проявить сострадание и доброту к тем, кто в этом нуждается. При этом это можно (и нужно) делать даже тогда, когда ребёнок не способен рационально отрефлексировать такие понятия, как милосердие и сострадание, и тогда в более старшем возрасте ребёнку, воспитываемому в соответствии с библейской моделью воспитания, будет ясно значение многих библейских текстов, поощряющих проявлять заботу о ближних и бескорыстную любовь к нуждающимся, например таких, как: «пока благоприятствует нам время, будем делать добро всем» (Галатам 6:10) и «люби своего ближнего, как самого себя» (Матфея 22:39).
Как это можно делать? К сожалению, окружающая нас действительность такова, что, куда ни глянь, везде можно увидеть, как проявить свои время, силы и средства для помощи другим. Почему, например, получив очередную зарплату, не заходить вместе с ребёнком на какой-нибудь заслуживающий доверия интернет-ресурс, где представлена информация о детях, нуждающихся в дорогостоящем лечении, чтобы вместе с ребёнком выбрать хотя бы кого-то, кому можно было бы выслать «денежку», объяснив своему ребёнку, что мы таким образом помогаем ему облегчить страдания. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев после нескольких таких «актов милосердия» ребёнок сам будет проявлять инициативу: «Папа, давай вышлем деткам денежку». Очевидно, что щедрость – очень притягательное качество, которое любой родитель хотел бы видеть в своём ребёнке, но лучший способ научить ребёнка быть щедрым – это самим с радостью проявлять это качество.
Разумеется, качественно воспитывать детей на основе библейской модели воспитания способны лишь те родители, которые прочно усвоили библейские принципы и способны сами поступать так. Это согласуется с одним из главных кибернетических принципов - законом необходимого разнообразия Уильяма Эшби, который можно сформулировать так: управление тем лучше, чем больше разнообразие управляющего воздействия и чем меньше потери от неоднозначности управления. Или, иначе: управляющая система должна иметь большее разнообразие, чем управляемая. Трудно в этой связи не согласиться с тем, что «основной и наиболее эффективной формой обучения, которую мы можем использовать, является пример нашего собственного поведения, даваемый тем, кого оно затрагивает» [1, с. 340].
Также, по нашему мнению, необходимым условием гармоничного воспитания ребёнка является требование к его родителям, которое можно назвать, в соответствии со словами католического богослова Ганса Кюнга, «открытостью к реальности» [6, с. 95]. Это, очевидно, подразумевает отсутствие узости мышления и предубеждённости, а наоборот, способность воспринимать мир во всём его многообразии, быть терпимым к тем, кто имеет точку зрения, отличную от нашей, а также смело отказываться от своих ошибочных взглядов, если они обнаружены со всей очевидностью, т.е. обладать интеллектуальной честностью.
В заключение необходимо подчеркнуть, что библейская модель воспитания, в отличие от секулярной, не ставит в качестве самоцели воспитание гармоничной личности как таковой; её главная цель – воспитать человека, который мог бы осознавать свою ответственность перед Богом за всё, что он делает, принимать решения, руководствуясь взглядом Бога на тот или иной вопрос, человека, открытого навстречу реальности, и способного любить ближнего, как самого себя. И уже как следствие этого такая личность будет гармоничной и способной к умножению гармонии везде, где он проходит по жизни.
Список источников
1. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум: От суждений к вычислениям / Пер. с англ. И. Б. Гуревича. – М.: Радио и связь, 1982. – 396 с.
2. Субири К. Вокруг проблемы Бога (продолжение) // Человек, 2002. - №6. - с.115-128.
3. Библия. Перевод Нового Мира Священного Писания. – Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. Brooklyn, New York, U.S.A., 2007. – 1788 c.
4. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - 190 с.
5. Библия. Современный перевод библейских текстов. – М.: Всемирный библейский переводческий центр, 1999. – 1150 с.
6. Кюнг Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия (Серия «Богословие и наука») / Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 250 с.