КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка.
Гармония – согласованность частей целого, при которой целое достигает совершенства.
Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
Дух человека - потенция психики, определенный внутренний императив человека, побуждающий его к соответствующим действиям.
Духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды.
Духовность – приверженность человека или социальной общности определенной системе духовных ценностей и соответствующему мировоззрению.
Духовность гармоничного общества - наполненность любовью, устремляющей человека к счастью и вдохновляющей:
– служить истине;
– делать добро;
– ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был - президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…
Знание - результат познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др.
Интересы – активное отношение человека к природной и социальной действительности с позиции удовлетворения потребностей.
Личность – субъектное "Я", характеризующееся совокупностью социально приобретенных качеств (ценностных, мировоззренческих, психологических, поведенческих).
Любовь – наивысшее состояние человеческого духа, глубокое эмоциональное чувство, благоодаряюще устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу, мироздание в целом.
Мораль – принятые в социальной общности представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Нравственность – система внутренне присущих человеку запретов и предписаний, стоящих на страже таких универсальных ценностей человеческого бытия, как жизнь, свобода и достоинство человека.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности и общества.
Обучение – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, развития творческих способностей.
Психика - совокупность процессов и явлений центральной нервной системы (мозга) животных и человека (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.), обеспечивающая отражение объективной реальности.
Свобода – способность и возможность человека действовать по-своему, в соответствии с внутренними мотивами и поставленными перед собой целями.
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Сознание (индивидуальное) - функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности и целенаправленном регулировании отношения человека с окружающим миром.
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Ценности – 1) "Предметные ценности" – собственно то, что служит удовлетворению потребности. 2) "Субъектные ценности" – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека). Выступают системообразующим фактором при формировании всей структуры интересов и потребностей личности.
Оргкомитет