"ДУХОВНОСТЬ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ –
ЭТО ТРИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ"
Виктор Франкл
ЭТО ТРИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ"
Виктор Франкл
(препринт доклада, посвященного 20-летию памяти В. Франкла)
Виктор Эмиль Франкл (Viktor Emil Frankl; 26.03.1905 – 02.09.1997) –
австрийский психиатр и психолог, величайший духовный учитель человечества
в ХХ веке, который разработал психологическую теорию смысла жизни и
основанную на ней философию человека, ввел ответственность в формат
экзистенциального анализа.
В. Франкл первоначально придерживался идей Фрейда, затем Адлера. В
1930 г. получил степень доктора медицины, был основоположником третьей
Венской школы психотерапии.
Во время Второй мировой войны попал в концлагерь, где пробыл три года;
страдая сам, он старался помочь другим, проводил психотерапевтическую
работу. Сделал вывод, что в любых условиях у личности есть свобода выбора:
одни теряют человеческий облик, другие становятся святыми. За свой выбор
человек должен нести ответственность.
В книге «Человек в поисках смысла» В. Франкл пишет: «Жизнь каждого
человека уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет
универсального смысла жизни для всех людей, есть лишь уникальные смыслы
индивидуальных ситуаций жизни каждого конкретного человека».
Индивидуальный и уникальный характер смысла жизни объясняется тем,
что всегда неповторимы субъект-носитель, ситуация и путь обретения
жизненного смысла. Бытие каждого из нас наполнено важным смыслом.
В. Франкл исходит из того, что нет бессмысленных ситуаций, хотя нередки
ситуации необретенного смысла жизни. Люди часто проходят мимо реальных
возможностей понять его. Более того, человек тяготеет к «уходу от смысла» в
область иллюзий и заблуждений, «экзистенциального вакуума». Поиск смысла
жизни и стремление к счастью — неравнозначные процессы.
По мнению В. Франкла: «Счастье — это когда тебе ничего больше не
нужно, кроме того, что у тебя уже есть». Стремление к нему само по себе не
может быть сутью человеческого существования. Человек, отчаянно рвущийся
к обретению счастья, этим своим рвением отрезает себе дорогу к его
достижению. Удовольствие показатель счастья не в состоянии придать нашему
существованию осмысленность. Но и отсутствие счастья вовсе не умаляет
смысла жизни.
В исследовании проблем смысла жизни В. Франкл обратился к
формирующейся экзистенциальной философии и разработал психологию
ответственности человеческой личности. Главным теоретическим посылом его
исследований стало положение: «Духовность, свобода и ответственность –
это три экзистенциала человеческого существования», вне их понимания и
развертывания в практической хозяйственной деятельности понимание
природы человека-личности невозможно.
Борьба за смысл, за человека в человеке – духовный стержень
жизнедеятельности В. Франкла. «Несмотря на нашу веру в человеческий
потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди
являются и, может быть, всегда будут оставаться, меньшинством. Но именно
поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству.
Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших
силах, чтобы улучшить их».
«Человек – это больше, чем психика: человек – это дух»
(В. Франкл)
(В. Франкл)
Из трех экзистенциалов человеческого существования, которые не просто
характеризуют человеческое бытие как именно бытие человека, конституируют
его в этом качестве, В. Франкл на первое место поставил духовность.
«…духовность человека – это не просто его характеристика, а
конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду
с телесным и психическим, которое свойственны и животным. Духовное – это
то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному»1 (выделено
мной – Г. З.)...
Полностью доклад в прикрепленном файле