ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО ОСНОВАМ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(аналитическая записка)


Введение


Принятый на учредительном съезде НДП Устав является лишь первым приближением в задаче партийного строительства и по глубине осмысления достаточен только для начального этапа становления партийных структур. Изложенные в данной записке предложения являют собой одновременную попытку концептуального осмысления указанной задачи в целом, а также проработку ряда частных вопросов, возникших в процессе структурирования Харьковской областной организации НДП и не имеющих однозначного разрешения в рамках действующего Устава. Автор записки ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции и лишь надеется, что своим появлением записка проинициирует внутрипартийную дискуссию по проблемам партийного строительства.

В качестве методологической основы при выработке данных предложений использован системный подход, являющийся, по сути своей, конкретизацией принципов диалектики применительно к исследованию объектов, как систем, и нашедший широчайшее применение при проектировании организаций самого разного типа - от общественных до коммерческих.

При решении одной из основных задач в записке, а именно, при выборе концепции структурирования и определения функциональных областей организации использовался необходимый минимум исходных данных в виде цели партии, проистекающих из нее первоочередных задач и внешних условий функционирования организации.

Цель партии определена программой НДП: "Наша цель - свободное, демократическое, справедливое, солидарное общество, органично сочетающее труд, знания, талант человека и капитал, создающее возможности для самореализации каждой личности".

Первоочередные задачи, как ни странно, нашли свое отражение только в п.1.2. Устава партии:
- построение Украины как демократического правового социального государства;
- построение справедливого, солидарного, гражданского общества, основанного на общечеловеческих ценностях;
- создание эффективного социально-рыночного хозяйства.

Внешние условия, учитываемые при разработке данных предложений, включают в себя только внутриукраинские факторы, такие как действующее законодательство, расстановка политических сил, состояние общества и т.д.


1. Выбор концепции партийного строительства НДП


Необходимость именно концептуального осмысления рассматриваемой задачи обусловлена тем, что имеющийся на сегодня многолетний отрицательный опыт построения в Украине демократических партий однозначно говорит о наличии, помимо прочих факторов как объективного, так и субъективного характера, некоего общего глобального недоосмысления проблемы партийного строительства и о преобладании дилетантизма при решении столь непростой задачи.

Избежать повторения этого отрицательного опыта и, в частности, отрицательного опыта ПДВУ - одного из основателей НДП - в этом смысл появления и данной аналитической записки и задаваемого в ней уровня рассмотрения задачи.

В целях сужения диапазона возможных решений указанной задачи в данной работе в качестве отправных точек в цепи логических рассуждений используются варианты построения политических организаций, уже сумевших на сегодня практикой продемонстрировать эффективность своей деятельности.

В качестве таких организаций взяты бывшая КПСС (?) и ныне здравствующая и побеждающая Республиканская партия (РП) США (либо Демократическая партия, что одно и то же с организационной точки зрения).

Целесообразность такого выбора отправных точек, при всей его кажущейся парадоксальности, обуславливается тем, что эти точки изначально являются крайними в диапазоне поиска и требуемое решение заведомо находится между ними, точно так же, как между тоталитаризмом и свободой и демократией находятся сегодня наше общество.

Итак, имеем две отправные точки:
• жесткая машина КПСС, начинавшая как организация военного типа, изначально нацеленная на достижение теоретически обосновываемой глобальной программой цели и не имеющая в течение семидесяти лет себе равных в мире по степени влияния на развитие человеческого сообщества, и
• организация Республиканской партии, не имеющая фиксированного членства, а значит и свойственной КПСС партийной дисциплины; организация, не имеющая партийной программы, довольствующаяся предвыборными платформами и никогда не претендовавшая на авангардную роль в обществе.

Рассмотрим их структурирование.

Структурирование КПСС шло, как известно, по территориально-производственному принципу, причем основа партии  ее первичные организации - создавались, как правило, по месту работы и только в случае необходимости - по месту жительства.

Такое структурирование КПСС строго соответствовало провозглашаемой ею конечной цели - построению коммунизма, что и обязывало ставить под свой прямой контроль в первую очередь созидательный потенциал страны.

Структурирование РП подчинено другой, и опять же единственной цели - успешному проведению избирательной кампании и последующей реализации властных полномочий в той или иной степени в русле предвыборных обещаний. Поэтому структурирование РП осуществляется исключительно по территориальному принципу и в соответствии с границами избирательных округов.

Как видно из анализа структур КПСС и РП, основополагающий принцип системного подхода - принцип соответствия структуры организации ее целям - работает в обоих случаях.

Сравнивая цель НДП с целями КПСС и РП, мы приходим к однозначному, с соответствующими последствиями, выводу, что по целеполаганию НДП сродни КПСС - имеется программа партии, предусматривающая глобальное строительство в условиях революционных реформ и требующее усилий всех членов партии, а по основным средствам реализации своих устремлений НДП не отличается от РП, поскольку предполагает только парламентский путь превращения программы партии в программу всего народа Украины. Кстати, основополагающие элементы программы НДП уже сегодня закреплены в Конституции Украины и требуют своего претворения в жизнь.

Следует особо отметить, что этот удивительный и забавный факт - целеполагание в виде программы - свойственен практически всем партиям Украины, и это, впрочем, вполне естественно, поскольку, во-первых, сами члены партий - бывшие советские люди, не мыслящие партию без программы, а во-вторых, электорат - тоже бывшие советские люди, которые также не мыслят какую-либо серьезную партию без программных установок. Так что дело, начатое КПСС, живет и побеждает - в нас всех ею заложено стремление видеть в любой партии нечто основательное, имеющее собственное мировоззрение и глобализм устремлений. И очень даже может быть, что этот стиль мышления и есть одно из наследий КПСС, которое сохранится поколениями еще надолго, а может и навсегда?

Таким образом, сравнительный анализ целей НДП, КПСС и РП показывает, что для нас неприемлем в чистом виде опыт структурирования обеих сопоставляемых с НДП организаций, поскольку в отличие от них НДП имеет одновременно и программную и избирательную задачи. Если же учесть и крайне непростую для нас внутреннюю задачу по построению самой партии, то получается настоящий триумвират задач:
1. Проведение в жизнь программы партии, т.е. решение организацией трех программных задач партии, отраженных в Уставе.
2. Подготовка и проведение избирательных кампаний.
3. Организационно-идеологическое укрепление и рост численности организации.

Задача номер три, от успешного решения которой зависит само будущее организации, является для НДП наиболее сложной в сравнении со многими другими политическими организациями и обусловлено это заявленным в программе центризмом организации и ее всенародным характером. Вхождение в партию представителей всех социальных слоев и национальных групп населения делает необычайно сложной задачу объединения и согласования их интересов, установления в организации атмосферы товарищества, возникновения чувства локтя, без которых партии будет просто не по силам реализовать поставленные ею глобальные цели по реформированию общества.

В дополнение ко всем вышеперечисленным факторам, усложняющим задачу структурирования НДП, следует добавить имеющиеся ограничения Конституции Украины на создание политических организаций в органах власти, госпредприятиях, госучреждениях и т.д., а также существующую несостыковку административного деления территорий и избирательных округов.

Вполне естественным выводом из всего вышеизложенного является заключение о том, что НДП должна иметь особое структурирование, обладающее одновременно свойствами структур и КПСС и РП. Это структурирование в межсезонье между выборами должно обеспечивать эффективное решение программных задач НДП, а непосредственно во время выборов - обеспечивать победу партии на всех избирательных участках.

Учитывая, однако, что большая часть времени - это межсезонье, а поставленные программные задачи НДП рассчитаны на многие годы, то вполне очевидным является тот факт, что сегодня в качестве аналога структуры НДП следует брать структуру КПСС, которая в дальнейшем, по мере решения программных задач, постепенно трансформировалась бы совместно с обществом.

Этот заключительный вывод к данному разделу записки, в случае его правильности, означает необходимость дополнения и коррекции действующего Устава во всех аспектах структурирования партии, о чем - в последующих разделах данной записки...



Материал полностью представлен в прикрепленном файле

____________________________________

Это первая моя статья на общественную тему, необходимость в которой была обусловлена проблемными вопросами партийного строительства в рамках Народно-демократической партии, учрежденной с моим участием в 1996 году. Была напечатана в начале 1997г. на печатной машинке пальчиками находящейся на сносях женушки, чем и памятна мне особо. Этот свой первый аналитический труд по общественно-политической тематике я передал в конце года для ознакомления Председателю НДП А.С. Матвиенко. Сколько же было радости, когда стало известно, что по указанию лидера партии записка была оперативно размножена и разослана по всем территориальным организациям НДП для обсуждения. Правда, при этом возмущался секретариат НДП - в разгаре избирательная кампания 1998г., а тут нечто из провинции, не имеющее никакого отношения к текущему моменту. В общем, так все и заглохло.