ДЕКЛАРАЦИЯ
Ассоциации политических и общественных организаций
◄ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ►


История постсоветской Украины - это история слома тоталитарной системы общественных отношений, имеющей в своей основе монополию коммунистической партии на истину, власть, и собственность, и зарождения нового - открытого, конкурентного общества, характеризующегося многопартийностью, плюрализмом мнений и форм собственности. В этом - суть проводимых в этот период преобразований.

Этот курс был избран высшим руководством страны под влиянием тех демократических настроений, которые доминировали в обществе в период обретения Украиной независимости. Он сохранялся неизменным все прошедшие с тех пор годы, и ему же остается приверженной большая часть политических сил Украины сегодня.

За прошедший период Украина значимо продвинулась по пути развития демократии, рыночной экономики и гражданского общества. В своей основе были сформированы:
• Многопартийная политическая система Украины, в которой уже действует принцип политической ответственности – партии не только декларируют избирателям обещания, но и стремятся их выполнять.
• Рыночное законодательство и предпринимательский корпус, способный эффективно хозяйствовать в сложных украинских условиях.
• Третий сектор – самоорганизующиеся «ячейки гражданского общества»: профсоюзы, общественные организации, движения, гражданские инициативы и иные негосударственные, некоммерческие объединения граждан.

Однако эти достижения дались обществу слишком дорогой ценой:
• Нанесен колоссальный ущерб промышленности и сельско-хозяйственному комплексу, науке и образованию, здравоохранению и культуре.
• Резко снизился жизненный уровень населения, повысилась смертность и упала рождаемость, произошел массовый отток граждан Украины на ПМЖ за границу.
• Существенно подорвано физическое и психическое здоровье нашего народа, снизился интеллектуальный уровень выпускников школ и вузов, общество духовно и морально деградировало.

Как никогда остро тенденция деградации общества и власти проявляет себя в регионах. Роскошные особняки и бездомные дети, пиршества «избранных» и голодающие пенсионеры, право сильного и бесправие слабого – всего не перечесть, что утвердилось у нас в постсоветской жизни, смотрится дико и является совершенно недопустимым. Власть с помощью грязных политических технологий и шоу-выборов попадает в руки тех, кто в открытую разворовывает общенародную и коммунальную собственность, не останавливаясь при этом ни перед чем, даже у детей отбирает все то, что когда-то принадлежало им.

Что лежит в основе этих негативных явлений? Неужели это обратная сторона медали наших позитивных достижений и это все взаимосвязано и неизбежно? И неужели во имя демократических свобод необходимо было разрушать наши всемирно признаваемые высоты в научной, технической и духовно-интеллектуальной сферах, и скатиться, благодаря этому, до уровня развивающихся стран?

На начальном этапе реформ негативные последствия были обусловлены, в основном, разрывом народно-хозяйственных связей бывших республик СССР, возникшим в связи с этим управленческим хаосом и хищническим разворовыванием общегосударственной собственности.

Однако кризисные явления последних лет имеют уже иные причины: узурпация власти бизнес-группировками, тотальная коррупция и низкий профессионализм пришедших во власть. В основе всего этого и лежат как раз нововведенный институт частной собственности в сочетании с неспособностью молодого независимого государства обеспечить народу социальные гарантии и произошедшей за реформенные годы духовной деградацией украинского общества. Эти факторы в совокупности и породили бесчеловечную систему эксплуатации многомиллионного народа Украины.

Особую опасность, с далеко идущими последствиями, несет для будущего страны разрушение ментальности нашего народа, в основании которой, благодаря во многом православию, всегда лежал приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными. Сегодня с помощью лозунга «Обогащайся!», вброшенного в массовое сознание еще инициаторами демонтажа советской системы, происходит «перепрограммирование» нашей ментальности под западный стандарт «человека потребляющего». Этому способствует также агрессивная, вездесущая реклама всевозможных благ и на это же направлена продолжающаяся против нас «холодная война» в информационной, духовной и духовно-религиозной сферах. Когда распался СССР, за океаном была произнесена знаменитая фраза о том, что «мы развалили Советский Союз, на очереди - православие».

Постоянно звучащий со всех сторон призыв лишь к материальному преуспеянию постепенно обесценивает духовные, моральные основы нашего народа, и ради обогащения сегодня стало продаваться, как говорится, все – и честь, и совесть, и мать родная. Внедряемое в сознание отношение к богатству как к единственной ценности с неизбежностью разрушает экономическую и правовую культуру государства, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную "войну всех против всех". Стяжание богатства ради богатства заводит в тупик и личность, и дело, и национальную экономику, и страну в целом. И катастрофичность положения сегодня такова, что вполне может возникнуть вопрос о самом существовании государства Украина.

Что же делать? Повернуть реформы вспять, как это уже кое-кем предлагается? Снова предать анафеме демократические свободы и частную собственность, как якобы самый, что ни на есть, корень зла? И снова развернуть классовую борьбу на уничтожение?

Но мы это уже проходили, получили зло в ином обличии, и это стоило нам миллионов загубленных жизней!

Как показывает опыт экономически развитых стран, регулируемый государством рыночный процесс есть такое же благо, как и регулируемый процесс расщепления атомного ядра. И только бесконтрольная рыночная стихия порождает социальный взрыв аналогично тому, как неуправляемая цепная реакция порождает взрыв ядерный. Поэтому точно также как энергия расщепляемого ядра атома может или согреть наши жилища, или уничтожить весь род людской, так и внутренняя энергия тех, кому от роду дано стать деловым человеком, или будет израсходована во благо всех, или она породит социальные катаклизмы. Поэтому с институтом частной собственности требуется столь же бережное, аккуратное обращение, как и с ядерным топливом.

Действительно, частная собственность на средства производства уже сама по себе искушает человека возможностью властвовать над другими, подчинять себе людей и обогащаться за счет их труда. Это - великое искушение. В сочетании же с бесконтрольностью оно в состоянии деморализовать, за редким исключением, любого человека и тогда частная собственность превращается в средство нещадной эксплуатации. А следствием - социальный взрыв.

Но даже если попытаться ввести контроль и правовые ограничители в уже морально деградировавшем обществе, то это не спасет от беды. Фактор аморальности обернет все против людей. Свобода превратится в беспредел, цивилизованная конкуренция - в войну всех против всех, частная собственность - в средство стяжания богатства ради богатства.

Поэтому корень зла – не в самой частной собственности и не в демократических свободах, а в отсутствии должного контроля рыночных процессов со стороны государства и, самое главное, - в моральной деградации нашего народа, в утрате свойственного ему духовного приоритета.

В решении двуединой задачи по возрождению духовности и наведению порядка заинтересованы все, кому дорога наша страна, все, кто хотят счастливо жить сами и заложить основы счастливой жизни для своих потомков. Наемные работники и предприниматели, селяне и горожане, женщины и мужчины, взрослые и дети – мы все едины в стремлении к счастью и жизни в любви! Но, к сожалению, представленные в парламенте партии, используя для прихода во власть принцип «разделяй и властвуй», раскалывают страну на основе клановых, классовых или этнических интересов, делят неделимое – наше общее будущее. И не видно сегодня той политической силы, которая прекратила бы этот раскол во имя экономического и духовного возрождения страны и ее счастливого будущего.

Почему так сложилось? И только ли у нас эта проблема?

История человечества – это не только история борьбы классов и столкновения цивилизаций, кровавых войн и революций. Это и не только история развития его производительных сил, производственных отношений, экономического базиса в целом и соответствующей политической надстройки. История человечества в самом общем, глубинном понимании – это история поиска и обретения человеком собственной сущности. Точно также как каждый человек в течение своей жизни постигает себя и ищет смысл собственного бытия, так и человечество в целом в течение всей своей истории стремится осознать свое особое предназначение в окружающем мире.

Человек сотворен свободным в своем выборе - он всегда арена внутреннего противостояния его противоположных начал: Любви и Ненависти, Истины и Лжи, Добра и Зла, Красоты и Уродства. И нет той низшей черты, куда не мог бы пасть человек. Но и нет той вершины, на которую он не смог бы подняться, и помощником в этом ему должно становиться само обновляемое общество.

Развиваясь, человечество прошло колоссальный путь от варварства до правового государства, от антагонистического противостояния на уничтожение до прагматического самоограничения во имя общего самосохранения. Впереди - выход на самую высокую орбиту человеческих возможностей, когда жизнь людей станет являть собой процесс социального сотворчества, в котором стороны будут иметь целью не столько отстаивание собственных приоритетов и достижение своих особенных целей, сколько достижение результатов, которые бы вели ко все более глубокому единению сторон, к возрастанию гармоничности того социального целого, к которому они принадлежат. Приоритет системы общечеловеческих духовных ценностей, описываемой такими понятиями, как счастье, любовь, истина, добро, красота, будет лежать в основе будущего общества - общества социальной гармонии.

В этой новой общественной формации, которую можно было бы назвать Цивилизацией одухотворенного интеллекта, человек сможет полностью реализовывать свое высокое духовное предназначение, знания будут использоваться исключительно во благо человека и способствовать гармонизации его взаимоотношений с Природой и Вселенной.
Обозначенная перспектива не имеет альтернативы. Поскольку бездуховность – это гибель. Гибель для всех. Только в опоре на свои духовные начала имеет шанс на выживание все более могущественное и все более пагубно воздействующее на планету Земля человечество.

Продвижение в обозначенное будущее, как и любое иное целенаправленное изменение общества, может произойти только благодаря воздействию определенных социальных сил. Что же должны являть собой силы, призванные осуществить обозначенную духовно-интеллектуальную миссию?

Свою историческую миссию по трансформации человеческого сообщества в течение последних полутора столетий выполнял рабочий класс, самый многочисленный и организованный. Именно благодаря его борьбе против беспощадной эксплуатации и родилась современная демократия, восторжествовали права человека.

Но структура общества динамично меняется, на передовые позиции по численности выходят представители интеллектуального труда. Да и рабочий в ближайшей перспективе будет мало чем отличаться от иных социальных слоев – не за горами общее высшее образование. Ведь мировое сообщество вступает в образовательную, информационную фазу своего развития.

Чьи же организованные усилия продвинут человечество к обозначенным рубежам?

Сделает это интеллигенция – все те граждане, которые вне зависимости от их социального статуса (деятели искусств, ученые, учителя, врачи, предприниматели, высококвалифицированные рабочие, аграрии…), придут к осознанию своей духовно-интеллектуальной миссии и приступят к построению Цивилизации одухотворенного интеллекта, привлекая другие слои населения.

Особо следует отметить, что тысячелетиями продвигают человечество к вершинам духовности, пробуждают чувства добрые поэты и писатели, деятели искусств. Но этот их многовековой подвиг в борьбе со злом в человеческих сердцах никак не отмечается в обществоведческих науках. Речь в них идет о развитии материальной сферы, демократических институтов, правовых отношений, а о развитии духа человеческого  ни слова. Эту несправедливость в оценке значимости духовной интеллигенции необходимо исправлять. Поэтому в самой сердцевине Ассоциации должна быть достойно представлена творческая гуманитарная интеллигенция, которая своим словом способна перевернуть сознание человечества.

Оценивая вышеизложенным образом складывающуюся ситуацию,
осознавая свою долю ответственности за происходящее и
выражая волю представляемых нами организаций,
мы,
полномочные представители политических и общественных организаций, вошедших в
Ассоциацию «Духовно-интеллектуальный выбор»,
заявляем о своих намерениях по утверждению в обществе духовно-интеллектуального приоритета и установления демократического порядка, основанного на принципах социального диалога.


Для достижения намеченного мы намерены:

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Конституционно утвердить: Труд – источник общественного богатства. Принцип «каждому - по труду» – основа общественно признанных различий в потреблении трудоспособных граждан. Нетрудоспособным - достойная жизнь.
Согласно этой позиции ликвидировать аномально высокую разницу в доходах граждан и повысить эффективность экономики за счет рациональной организации хозяйствования, что позволит всем при современном уровне развития производительных сил удовлетворить свои материальные потребности на жизненно необходимом уровне и перенести акцент в жизнедеятельности с материального обогащения на духовные ценности.

Достижение этого мы видим посредством создания всех необходимых условий для свободного развития и общественно-полезной самореализации каждого человека. Эта цель органично объединяет в себе высокое духовное начало с прагматической направленностью. С одной стороны, на путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый из нас творит свое счастье и, с другой - через самореализацию каждого из нас обеспечивается максимально эффективное использование основного ресурса – человеческого потенциала.

Решение данной задачи возможно только на основе принципов социального партнерства всех субъектов процесса общественного развития: представителей науки, органов управления, деловых кругов, гуманитарной сферы, политических и общественных организаций. Социальное партнерство позволяет наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.

Эффективность функционирования экономики должна оцениваться не только по сугубо экономическому показателю (ВВП на душу населения), но и по итоговому показателю, характеризующему в совокупности духовное, интеллектуальное и физическое развитие граждан. На основе данного показателя должна быть создана научно обоснованная система оценки качества жизни и соответствующая ей система управления социальным развитием.

Развитие экономики должно осуществляться на основе следующих принципов:
• Социализация экономического развития - неуклонное увеличение относительного уровня инвестиций в человеческий капитал, в физическое, интеллектуальное и духовное развитие человека. Наряду с повышением уровня доходов населения и традиционными вложениями средств в развитие системы здравоохранения, образования, культуры и жилищной инфраструктуры необходимо осуществлять также соответствующие инвестиции в систему формирования информационной (аудиовизуальной) окружающей среды, призванной формировать культ здоровья, знаний и духовного богатства.
• Экологическая устойчивость  принцип, введенный на конференциях ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г. и Йоханнесбург, 2002г.), в соответствии с которым «право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды». Стратегия развития должна рассматриваться как единая стратегия экономического роста, социального развития и охраны природной среды.
• Интеллектуализация экономического развития, трансформация экономики в экономику знаний. На сегодня по своему экономическому значению мировой рынок интеллектуальной (нематериальной, знаковой) продукции, которая являет собой информацию (знания), размещенную на том или ином материальном носителе, уже вышел на первое место и оставил позади рынок материальных товаров. Поэтому выход интеллекта Украины на мировой рынок знаков может не только дать стране шанс сохранить, но и даже повысить статус в мировом разделении труда – полноправно войти на мировые рынки.

Сегодня ситуация в экономике Украины такова, что интеллект общества востребован крайне слабо, а сверхприбыли немногих получаются именно за счет нещадной эксплуатации человеческого и природного ресурсов. Низкая заработная плата, недостаточная даже для простого воспроизводства человеческого ресурса, и воздержание от затрат на природоохранные меры лежат в основе конкурентоспособности экспортируемой в зарубежье отечественной продукции.

В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ

Обеспечить проведение государственной политики, направленной на формирование в массовом сознании приоритета духовности как сущностного первоначала человека, выделяющего и возвышающего его в окружающем мире.

Эта политика должна предусматривать:
• Законодательные меры, запрещающие популяризацию асоциальных явлений (насилия, жестокости, наркомании и иных человеческих пороков), демонстрацию насилия в качестве нормы в человеческих отношениях и утверждение индивидов, способных эффективно осуществлять насилие, в качестве культурных героев.
• Должное бюджетное финансирование духовной сферы деятельности, стимулирование частного инвестирования в сферу культуры. Придание высокого социального статуса и приоритетного уровня в материальной оценке труда людям, формирующим ценностные ориентации социума – работникам сферы культуры, воспитания и образования.
• Переориентацию информационного пространства (аудиовизуальной среды) на задачу формирования одухотворенной личности. Более 50% рекламного пространства должны быть предназначены для этого.

Политика государства в духовной сфере многонациональной и поликонфессиональной Украины должна осуществляться в духе «Доклада о развитии человека 2004: Культурная свобода в современном многообразном мире», подготовленного по инициативе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). С позиций Доклада, дающего рекомендации о том, как сглаживать и преодолевать конфликты на языковой, религиозной, культурной и национальной почве, утверждение единства Украины чрезвычайно важно осмысливать и реализовывать не в опоре на некую искусственно конструируемую «общеукраинскую» модель, а в диалоге культурных смыслов, определяющих этнографическое и интеллектуальное своеобразие Слобожанщины и Галичины, Надднепрянщины и Подолья, и т.д.

В решении задачи языкового регулирования в Украине следует руководствоваться положениями Доклада ООН о том, что насаждение чьего-либо культурного доминирования является одной из основных угроз для мира и стабильности. Руководствуясь данным подходом и принимая во внимание обеспокоенность русскоязычного населения Украины несовершенством действующего языкового регулирования, принять Закон Украины о языках в новой редакции, в котором устранить несбалансированность в применении положений 10 статьи Конституции Украины: «Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Наполнить также новым реальным содержанием определенный законом особый статус русского языка, как языка межнационального общения.

В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Повысить эффективность государственного управления и местного самоуправления. Создать условия для полноценной реализации творческого потенциала народа Украины в решении управленческих задач. Для этого:
• Четко разграничить полномочия и ответственность органов управления. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в обществе, и механизмы реализации прав должны определяться исключительно законами; за исполнительными органами должны остаться только исполнительские функции. Распределить полномочия по вертикали управления в соответствии с широко применяемым в Европе принципом субсидиарности, согласно которому принятие решений делегируется на как можно более низкий уровень управления, до уровня местных громад, органов самоуправления и самоорганизации, предприятий и частных предпринимателей.
• Обеспечить информационную открытость органов управления перед обществом и институализировать контроль общества за деятельностью депутатов всех уровней и государственных должностных лиц. Кабинет Министров Украины должен периодически (ежегодно) публиковать отчеты по важнейшим направлениям государственной жизни.
• Преобразовать характер отношений в обществе - от доминирующего сегодня авторитаризма и манипуляции сознанием к социальному диалогу. Социальный диалог позволит обеспечить наиболее высокую эффективность самореализации социума за счет внутреннего взаимообогащения субъектов диалога, а также будет содействовать формированию гуманистического характера отношений между людьми, содержащего в своей основе доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество, что служит обязательной предпосылкой для разрешения практических и духовных проблем. Диалог в сфере управления, будучи организованным посредством создания соответствующей системы институтов, позволит наиболее эффективно использовать интеллектуальный и духовный потенциал общества, в состоянии обеспечить системное взаимоувязывание логики ученых и знаний специалистов с бизнес-интересами деловых людей, духовной позицией гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой «искусства возможного», свойственной политическим и общественным деятелям.

В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международная политика Украины, выражая национальные интересы, должна быть направлена на формирование благоприятной внешней среды для успешной реализации обозначенной стратегии государственного строительства. Являясь продолжением внутренней политики, направленной на единение народа Украины, внешняя политика также должна служить делу единения народов мира на основе общечеловеческих духовных ценностей и посредством утверждения в отношениях между странами и людьми диалога.

Находясь на пограничьи Востока и Запада, Украина призвана нести особую миссию по их сближению, гармонично объединяя лучшие, взаимодополняющие сущностные начала  приоритет духовного и духовные искания, свойственные Востоку, давшему миру самые распространенные религии, и высокую материальную, демократическую и правовую культуру Запада.

Проводя политику открытости и плодотворного сотрудничества со всеми государствами и международными организациями на условиях равенства и взаимной выгоды, Украина должна, вместе с тем, однозначно определиться в выборе стратегических союзников для решения своей главной задачи духовного возрождения. И в связи с этим вполне естественным образом встает вопрос о Белоруссии и России, также переживающей сегодня глубокий духовный кризис и нуждающейся в принятии аналогичных мер. Наши страны объединены в цивилизационном плане своим собственным подходом, самобытным историческим путем с общими корнями, сформировавшими своеобразный менталитет народа, основанный на приоритете духовно-нравственных ценностей над меркантильно-экономическими, доминирующими на Западе. И этот цивилизационный выбор для Украины жизненно важен, поскольку сохранить духовный потенциал нашего народа, уничтожаемый сегодня экспансией западной масс-культуры, а затем и приумножить его в условиях глобализации можно будет только объединенными усилиями. Кроме того, если говорить о ценностях, как о фундаментальных основаниях общественного уклада, то, как можно допустить разрушение того ценностного духовного мира, который совместно столетиями формировался народами, берущими свое начало от Киевской Руси?

Мы должны активно сотрудничать с Россией, со всеми странами СНГ во имя той высокой судьбы, которая уготована нам всей совместной предшествующей историей, со всеми ее черными и белыми страницами. Помнить о былом, оставить в прошлом весь негатив, подтвердить наши добрые общие традиции сегодня и взять в завтрашний день то, что является нашей общей ценностью. Выступить инициаторами всевозможных экономических, политических, социальных, культурологических проектов, направленных на реализацию как национальных, так и совместных интересов стран Содружества.

В целом пора выводить Украину с пассивной позиции на активную. Надо начинать свою игру, нести свою миссию единения, а не быть безвольным участником чужих игр - геополитических и глобализационных. Это будет не только способствовать решению насущных для страны задач, но и позволит наконец-таки изменить саму психологическую атмосферу - навсегда избавиться от застарелого комплекса младшего, ведомого.


* * *


Успешное решение всех поставленных в Декларации задач возможно только в случае, если уже сегодня безотлагательно взяться за искоренение противоестественно заполонивших нашу жизнь аморальности, практики двойных стандартов, разрыва между словом и делом, и приступить к установлению в украинском обществе атмосферы доверия и высоких духовных стандартов. Только по мере решения этой задачи постепенно появится уважение к праву, Конституции и законам, и в стране воцарятся мораль и порядок.

Для свершения намеченного мы намерены заручиться широкой поддержкой всех, кто разумом и сердцем откликнется на наш призыв, и совместными усилиями отстранить от власти морально деградировавших, как в центре, так и на местах. Для этого мы намерены принимать активное участие в выборах, в проведении референдумов, организации пикетов, митингов, демонстраций, в крайних случаях организовывать акции гражданского неповиновения.

Обозначая в предлагаемой нами стратегии развития Украины столь высокие ориентиры, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что начинать надо не с призывов, а начинать надо с себя. Только личным примером, убеждаясь собственной практикой в правильности выбранного пути и увлекая своим примером остальных, можно осуществить целенаправленную трансформацию свободного общества в заданном направлении – иного пути нет. И эта задача - внутренняя перестройка и приведение самого себя в соответствие декларируемому идеалу – является гораздо более сложной задачей, нежели какие-либо другие.

Мы верим в правильность нашего выбора, поскольку будущее человечества - за обществом знаний и духовности. Мы верим в творческий и созидательный потенциал народа Украины, верим в наше единение. И с этой верой мы заявляем данную Декларацию, как основополагающий документ Ассоциации, призванный консолидировать всех, кто разделяет наши цели и ценности и готов на равных правах участвовать в реализации провозглашенной в ней стратегии.

Єднаймося!


ПРИЙНЯТО установчим засіданням Ради Асоціації «Духовно-інтелектуальний вибір», протокол №2 від 7 лютого 2008 р.