За цивилизованный, гармоничный мир!
За выживание человечества!
За выживание человечества!
Манифест
Всемирного научного
ноосферно-онтологического общества
Всемирного научного
ноосферно-онтологического общества
Многовековой исторический прогресс человечества являет собой грандиозный по масштабам, естественный процесс постепенного, многотрудного совершенствования земной жизни людей как уникально разумных представителей живого мира. Каждый очередной этап истории несет в себе новые проблемы и новые трудности земного бытия, испытывает человека-землянина на предмет его возрастающих способностей к дальнейшему развитию, восхождению к более высокому уровню духовно-нравственного и интеллектуального совершенства.
Минувший XX век вошел в историю человечества как столетие выдающихся, невиданных ранее, научно-технических достижений, коренных преобразований экономического базиса и социально-политической надстройки общества, существенного расширения прав и свобод человека как личности. Все важнейшие, эволюционно значимые события прошедшего столетия происходили под влиянием непримиримого противостояния и противоборства правоконсервативной, идеалистической и леворадикальной, марксистской, диалектико-материалистической систем мировоззрения.
Исходя из общих законов эволюции земного бытия и реальных условий XX века, позиции второй, материалистической системы миропонимания и господствовавшей идеологии "Строительства социально справедливого общества" выглядели более прогрессивными, более теоретически состоятельными и более перспективными. Именно благодаря диалектико-материалистическим идеям общественного устройства на земной планете были осуществлены радикальные трансформации внутренней структуры капиталистической общественной системы и классической модели необузданного "свободного предпринимательства", разрушена мировая колониальная система, отделена религия от государства и школы..
Вместе с тем, к концу XX века страны социалистического содружества во главе с Советским Союзом не смогли своевременно модифицировать централизованную, планово-директивную модель хозяйствования и сохранить устойчиво высокие темпы эволюционно-исторического развития, а потому утратили способность к дальнейшему прогрессивно-поступательному движению и прекратили свое существование. Практически разрушение Советского Союза означало одностороннюю капитуляцию в экономическом соперничестве со странами, так называемой, "смешанной рыночной экономики" и мирное завершение пресловутой "холодной войны".
Одним из наиболее важных итогов всех этих стихийно-драматических событий является переход недавно яростных противников в качественно новое состояние, обязывающее обе стороны искать пути и методы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия в условиях ненасильственного мира. С одной стороны, страны бывшего социалистического содружества, лишившись привычной идейно-политической ориентации и разрушив внутреннюю социально-экономическую структуру, неминуемо оказались в состоянии социо-гуманитарной аномии, характеризующейся "разложением системы традиционных моральных и духовно-этических ценностей, безвластием, отчуждением человека от общества, апатией и ростом массовой преступности".
С другой стороны, промышленно развитые государства с современной рыночной экономикой сохранили некоторый потенциал относительно устойчивого развития материального производства. Однако они оказались идеологически неподготовленными к исторически новым условиям разрядки международной напряженности, переходу от привычной конфронтации и военно-силового противоборства к равноправному, цивилизованному сотрудничеству и ненасильственному сосуществованию.
Образовавшийся к началу XXI века научно-мировоззренческий вакуум повлек за собой утрату общего вектора эволюционно-исторического развития современного общества, отсутствие научной методологии познания сложнейших социально-политических процессов и явлений, происходящих в различных странах и регионах мира. Никто из государственных и общественных деятелей или видных представителей мировой науки не может дать убедительный ответ на заглавный вопрос жизнедеятельности всех и каждого здраво-мыслящего землянина "Куда идем, куда мы катимся?" в своем нынешнем эволюционно-историческом движении.
За этим неминуемо следует традиционная разобщенность стран и народов мира, неопределенность текущих и перспективных задач и ориентиров развития, неспособность государственно-политических деятелей определить разумные общественные векторы дальнейшего совершенствования социальной структуры государств в соответствии с ужесточающимися требованиями объективных законов истории и окружающей природы. Многие ученые справедливо считают, что современный мир после развала СССР утратил жизненно важные признаки динамизма эволюционного развития и вошел в мрачное состояние всеобщей неопределенности настоящего и гнетущее неверие в лучшее будущее.
Основным условием практического выхода из сложившейся кризисно-тупиковой, аномальной геополитической ситуации следует считать утверждение ведущей роли социо-гуманитарных научных знаний и, прежде всего, ''обществоведения и человекознания’’ в формировании современного полномасштабного мировоззрения и миропонимания, радикальном изменении стихийно сложившихся форм и методов иррационального, неупорядоченного человеческого мышления, поведения и общения.
Один из древнеримских философов Марк Аврелий ещё во II веке нашей эры говорил: "Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли". Эта ценнейшая аксиома земного бытия доныне остается малоизвестной и неиспользуемой для понимания первоистоков происходящих больших и малых событий в повседневной жизнедеятельности каждого человека, каждого государства и всего человечества.
В нынешних исторических условиях особую актуальность и остроту приобретают слова знаменитого А.Эйнштейна: ''Для того, чтобы выжить, нам необходим иной способ мышления”. Основной смысл этого гениального тезиса в современной исторической обстановке состоит в том, что нынешним поколениям людей, живущим в развитых или слаборазвитых странах, надлежит возвысить и расширить горизонты человеческого мышления до полномасштабного глобального духовно-нравственного мировоззрения, научиться видеть современный мир в его целостном, общеземном измерении. Только в этом случае представляется возможным объективно оценить происходящие процессы интеграции и глобализации мира, определить частные проблемы национального развития отдельных государств и регионов, выйти на уровень всеобщего осознания необходимости мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества.
Историческую миссию создания всеобщей универсальной методологии полномасштабного мировоззрения и миропонимания должна выполнить "Современная онтология" как новая отрасль фундаментальных, научно-прикладных социо-гуманитарных знаний о сущности, смысле и целях земного бытия человека и его разумном взаимодействии с окружающей природой. Данная отрасль мировой науки призвана определить основные этапы духовно-интеллектуального эволюционного развития человека, дать объективную целостную картину современного мира со всеми ее позитивными и негативными явлениями и тенденциями, всесторонне обосновать наиболее вероятные перспективы дальнейшего упорядочения жизнедеятельности людей на земной планете.
В отличие от множества традиционно сложившихся систем идеалистического и материалистического мировоззрения Современная онтология призвана "соединить ранее несоединяемое", а значит сформировать двуединую общечеловеческую, подлинно научную концепцию духовно-материалистического познания мира. В такой концепции дух и материя будут рассматриваться не как противоборствующие первоначала, а постоянно взаимодействующие, взаимодополняющие и взаимообогащающие составляющие земной жизни и деятельности каждого индивида-землянина и всех обитателей нашей общей планеты.
Теоретическое понимание и практическое осознание этого основополагающего научно-онтологического постулата открывает реальные возможности познания первоистоков ущербности и порочности стихийно сформировавшихся многоликих систем индивидуального, кланово-группового и общественно-политического мировоззрения. На этой прочной научно-методологической основе представляется возможным убедительно ответить на извечные вопросы земного бытия "Кто виноват?" и "Что делать?" в ныне сложившейся, кризисно-тупиковой ситуации контр-эволюционного развития и надвигающегося экологического коллапса.
В ответ на первый вопрос можно с должной уверенностью утверждать, что в ныне существующих пороках и проблемах бытия людей повинно несоответствие уровня развития человеческого мышления историческим вызовам нашего времени и сохраняющийся эгоистический, первобытно-примитивный меркантилизм малых и больших общностей людей, постоянно провоцирующий их на разнообразные нарушения естественных духовно-нравственных канонов и морально-этических норм жизнедеятельности. Отсюда неминуемо следует постоянная разбалансированность и несогласованность духовной и материальной жизни людей, малые и большие трагедии на почве правового нигилизма, нравственного невежества, антагонистических противоречий и социальной несправедливости.
Ответ на второй вопрос непосредственно связан с постижением всеобщих законов эволюции земного бытия и важнейших особенностей нынешнего этапа истории человечества и окружающей природы. Современная онтология, основываясь на известной научной гипотезе Ш.Фурье, Ф.Энгельса, Л.Моргана о трех эпохах эволюционного развития, позволяет утверждать, что к началу XXI века и третьего тысячелетия нашей эры человечеством накоплен достаточный научно-созидательный потенциал для последовательного исторического перехода от завершающейся эпохи варварства к грядущей эпохе глобальной гуманистической цивилизации.
Аналогичная по существу научная концепция радикального преобразования исторически сложившегося миропорядка была сформулирована в середине ХХ века выдающимся советским ученым, академиком В.И. Вернадским, который убедительно показал способность мировой социо-гуманитарной науки к обоснованию всеобщей универсальной методологии диалектико-эволюционного перехода современных гомо-обитателей планеты от биосферного, алчно-потребителъского уклада земной жизнедеятельности к более совершенной модели духовного, ноосферного, разумно-рационального сосуществования и взаимодействия Человека, Общества и Природы, как трех главных субъектов земного бытия.
Оптимистические научные прогнозы гениальных ученых-гуманистов об эволюционно-историческом преобразовании мира на нынешнем, знаменательном рубеже веков и тысячелетий могут служить надежным научно-теоретическим базисом для разработки глобально-целевой программы духовного, ноосферно-гуманистического возрождения мирового сообщества в соответствии с высшими общечеловеческими духовно-нравственными и морально-этическими критериями и позитивными тенденциями разрядки международной напряженности, демократизации социально-политического устройства общества, региональной и общемировой интеграции всех стран и народов мира.
Первоочередной задачей современных ученых- и педагогов-гуманитариев мира вместе с прогрессивными политическими и общественными деятелями является эффективное использование ассоциированного интеллекта человечества для пробуждения общественного сознания к пониманию необходимости формирования современного цивилизованного, духовно-ноосферно-онтологического миропорядка, адекватного суровым требованиям истории и окружающей природы.
Мы обращаемся ко всем влиятельным государственным и общественным деятелям, многоопытным ученым- и педагогам-гуманитариям, талантливым представителям мировой культуры и искусства с настоятельным призывом консолидировать благородные устремления людей доброй воли в деле последовательного, радикально-исторического перехода всех народов мира от турбулентно-стохастического, взаимоагрессивного земного бытия к ламинарно-эволюционному, устойчиво-динамичному развитию и мирному сосуществованию в атмосфере ненасильственного, глобально-цивилизованного миропорядка.
Пусть всех людей-землян в наступившем ХХI веке и 3-ем миллениуме н.э. объединит страстный завет легендарного мыслителя, философа-пантеиста и поэта-гуманиста Джордано Бруно - «перевернуть перевернутый мир!».
Для условий ныне разразившегося властного обскурантизма, анархо-политического плюрализма и всеобщего глобально-экзистенциального вакуума это означает объективную необходимость научно-интеллектуального прозрения и эволюционного развития каждого землянина новой генерации до уровня духовно-ноосферно-онтологического осознания своей божественно-созидательной миссии разумно-мыслящего творца настоящего и более светлого, социально справедливого и счастливого будущего.
Всемирноисторической судьбой ХХI века человечеству предписано остановить порочный бег саморазрушительного земно-водно-воздушного обитания и практически доказать свою способность осуществить глобальный качественный переход всех народов мира от многовекового господства стихийно-эмоциональных необузданных пристрастий и остаточных алчно-потребительских, ”живот-ных” инстинктов к эпохе гармоничного, разумно-рационального регулирования сложнейших социально-психологических и морально-этических процессов общественного бытия в надлежащем согласии с естественными законами окружающей природы. Только так возможно выйти из ныне безнадежного, духовно-опустошительного turmoil-хаоса и упредить смертельную опасность дальнейшего контр-эволюционного погружения в мракобесную пучину аморально-самодеятельной ультра-свободы и лже-демократии.
Соответствующие научно-методологические разработки универсального комплексно-целевого глобально-эволюционного проекта Духовно-Интеллектуального воспитания и образования подрастающих поколений (ДИВО – 21) могут быть незамедлительно представлены ведущими учеными Харьковского научного центра Всемирного научного ноосферно-онтологического сообщества имени В.И. Вернадского руководству ЮНЕСКО и постоянным представителям Совета Безопасности ООН, а также политическим и духовно-клерикальным лидерам ведущих стран мира.
Совершенно очевидно, что такого рода радикальные преобразования многовековой традиционной системы варварского построения меркантильно-потребительского уклада бытия потребуют многих десятилетий и согласованных действий всех государств и прогрессивных слоев населения. Однако у человечества нет иной разумной альтернативы для обуздания продолжающейся гонки вооружений, кардинального решения проблем борьбы с международным терроризмом и воинственным «антитерроризмом», реального противодействия нынешним тенденциям духовной деградации новых поколений и сохраняющейся опасности самоуничтожения.
Весь могущественный созидательный потенциал мировой науки вместе с богатейшим опытом системы гуманитарного образования и воспитания должен быть направлен на формирование универсальной общеземной системы цивилизованного духовного и материального бытия человека-землянина в условиях всеобщего ненасильственного, ноосферно- сбалансированного мира.
И если XX век вошел в историю как столетие научно-технического прогресса (НТП) и ускоренного развития материального производства, то начавшийся XXI век должен стать столетием духовно-интеллектуального пробуждения (ДИП) человека и его морально-этического восхождения к высотам всеобщего разума и добродетели.
Таково объективное веление нынешнего этапа Истории!
Таковы суровые, ультимативные требования окружающей Природы!
От имени Всемирного научного ноосферно-онтологического общества имени В.И. Вернадского:
председатель ВННОО, проф., доктор экон. наук Валерий П. Бабич
сопредседатель ВННОО, проф., доктор экон. наук Григорий В. Задорожный
сопредседатель ВННОО, проф., доктор филос. наук Сергей А. Заветный