В.А.Данилов, Ю.В.Сафрошкин

От личного смысла жизни к национальной идее
Смысл жизни для человека и общества


"Жизни мышья беготня,…
Что тревожишь ты меня?…
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу.
Смысла я в тебе ищу…"

А.С.Пушкин


В череде поисков "философского камня", «панацеи», "элексира молодости" и т.п. существенно выделяется смысл жизни – одна из самых больших её ценностей. Его ищут осознанно или интуитивно и богач, и бедняк. Ищут потому, что даже в самых ужасных условиях не существует мотива главнее и более действенной помощи для выживания, чем вера в то, что твоя жизнь имеет смысл. Еще и потому, что понимание смысла продлевает активную жизнь самого человека.

Магические слова «смысл жизни» могут приводить в движение и приводили не раз массы людей к достижению смысла общей жизни, объединяя иногда даже, казалось бы, несоединимое – откровенных врагов по остальным вопросам, кроме общего смысла жизни. Более того, в достижении личного смысла своей жизни человек способен отдать… саму собственную жизнь. Примеров не счесть: от пророков и пифагорейцев через Джордано Бруно и Ивана Сусанина до Александра Матросова и Дмитрия Разумовского. Если Александр Матросов совершил свой подвиг в период массового героизма Великой Отечественной войны, то Дмитрий Разумовский совершил его ценой своей жизни в наши дни, освобождая заложников в Беслане. Даже установка памятника ему на площади у Мемцентра рядом с Педагогическим университетом способствует не только сохранению памяти о нем, но и воспитанию самопожертвования ради других, как образца смысла жизни.

Знание смысла жизни позволяет не только осознанно делать решающий выбор в экстремальных условиях, когда жизнь, как говорится, вот уже на краю, но и в обыденных, текущих. Упорядочивая жизнь в соответствии с выбранным смыслом, осознание его способствует движению к намеченной цели меньшими средствами (энергетическими, материальными, психо-эмоциональными) и мобилизует наличные ресурсы. Поэтому, чем раньше человек отыщет общественно полезный смысл жизни, тем большую пользу он принесет и себе, и обществу.

Сами того не подозревая, люди с ограниченными возможностями в состоянии инвалидности подают обычным здоровым образец достижения смысла жизни, добиваются таких успехов, о которых многие не в состоянии даже подумать. Например, абсолютно незрячие люди: Луи Брайль – изобретатель уникального шрифта для слепых; Василий Яковлевич Ерошенко – философ, музыкант, путешественник, историк, ему на Востоке поставили памятник; Ефим Евграфович Горин – «симбирский Эдисон», автор более 300 изобретений, в том числе прибора для слепых, его именем названа улица в Ульяновске; Диана Гурцская – современная популярная эстрадная певица; Владимир Ильич Белозерцев, с которым нам довелось общаться, – профессор, доктор наук в Ульяновском политехническом институте.

Обыденно личный смысл жизни человека (индивида) – это его взгляд (понимание – интуитивное или осознанное) на то, ради чего, собственно, он живет (на конкретном этапе жизни или в целостном о ней представлении). Смысл жизни человека, пожалуй, состоит в процессе самой жизни, смоделированной и реализуемой по его замыслу. И высшей благодарностью судьбы будет осознание или уверенность человека в том, что смысл его жизни не улетучится с его физическим уходом в мир иной, а будет реализовываться независимо от его нынешнего наличия на Земле.

Отдельные же взгляды на это имеют широкий спектр по содержанию и оценкам ОТ счастья, удачи, процветания и творчества-сотворчества самой жизни ДО всестороннего совершенствования, чтобы сделать мир лучше. При этом параметры оценок могут иметь разброс от явных «плюсов» до откровенных «минусов» - то, что для одного может быть потенциальной вершиной достижения, для другого окажется тем, против чего только и стоит бороться. Кроме того, смысл жизни даже одного и того же человека может меняться по мере его естественного взросления и под влиянием внешних факторов. Некоторые способны четко сформулировать личные смыслы своей жизни и даже классифицировать их (первого порядка, второго, третьего...). А кто-то мучительно ищет свой смысл жизни, но не может его найти, иные не в состоянии даже обозначить контуры (не то, что сформулировать). Многие же вообще обходятся без «философии», и не обременяют себя какими-то глубокими замыслами и моделями жизни, и тем более, "последними детскими вопросами" типа: Для чего жить? Зачем быть здоровым?…

Исторически-значимые взгляды "добропорядочных" граждан можно обобщить и так: родить, вырастить и воспитать здорового и достойного человека, уважающего своих предков, способного гармонично вписаться в развитие окружающей действительности и своими действиями не нарушать эту гармонию.

Если каждому из нас настолько сложно найти смысл собственной личной жизни, то представьте, каково заниматься его поиском группе людей, и тем более, национальной идеи. Хорошо, когда найдется мудрый гений, обладающий признанным обществом непревзойденным авторитетом. Но это, увы, редчайшее явление (говорят, где-то раз в 100 лет), поэтому в реальном мире не стоит уповать на волю случая. И совокупный опыт человечества предлагает некоторый набор современных методик по выявлению мнения общества. Ярким примером удачного использования современных технологий изучения общественного мнения является реализация проекта «Имя России», в результате которого выявился исторический лидер Александр Невский.

Современные информационные технологии позволяют выявить как сокрытые даже от самого себя параметры личного смысла жизни, так и сформировать вполне приемлемую для практического использования национальную идею. Кое-что из подобных методик иногда вырисовывается и в Ульяновском клубе «Ноосфера», работающего на общественных началах исключительно на инициативе его участников. Если маленькая группа людей на базе своих скромных ресурсов способна нащупать хотя бы облачко общих интересов, то для страны это вполне посильная задача, способная максимально, на сколько это только возможно, консолидировать общество к достижению общей национальной идеи.

Обычно национальная идея оформляется в виде краткой образной словесной «формулы» - лозунга, призыва, типа «Долой безграмотность!», «Даешь ДнепроГЭС!», «Наша цель – коммунизм». И когда призыв и умелое руководство соответствуют настроению народа, он реализуется (например, «Вставай, страна огромная!», «Наше дело правое», «Победа будет за нами» во время Отечественной войны) и, наоборот, «успешный» провал «войны до победного конца» при Временном правительстве и горбачевской перестройки. Поэтому крайне важно не только выяснить современными методами совокупный смысл жизни населения, но и действовать в соответствии с ним. А по мере реализации текущей национальной идеи готовиться к определению следующей идеи. И так непрерывно шаг за шагом. Вероятно, таким образом, на наш взгляд, возможно непротиворечивое (насколько это вообще достижимо) согласное развитие общества.

Литература


1. А.С.Пушкин и русская национальная идея (матер. НПК).- Краснодар: 2000, 130с.
2. Российская цивилизация/Сост. Самуйлов С.М.- М: Вече, 2003.-400/3т.
3. Русская идея. Антология в 2х т/Ред. Зись А.Я.- М: 1994.
4. Русская идея. Сост. Маслин М.А.- М: РЕСП, 1992.-494/25т.
5. Русская идея как идея единства народов России (матер. ВНК).- Ульяновск: УлГТУ, 2008.
6. Прикладная философия и социология…/ 1й том матер. межд. конф."Континуальные логики… в
науке и технике" - Ульяновск: УлГТУ, ред. Волгин Л.И. (кратко "КЛИН***", ссылки по годам).
7. Психолого-педагогическое обеспечение духовного и социального здоровья личности: сб. статей
по матер. ВНПК/ Ред. Н.Н.Никитина.- Ульяновск: УлГПУ, 2009.-344с/500с.
8. Смысл жизни (антология в 2х т).- М.: Прогресс, 1994.
9. Творчество как форма выражения мира человека /Ред Марковцева О.Ю.- УлГТУ,2005.-90/100.
10.Человек в культуре России/Ред. Винокуров В.И.- Ульяновск:УИПКРО (ссылки по годам)
11. Бергсон А. Творческая эволюция.- М.: Терра, 2001.- 390с.
12. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М.: Наука, 1991, 270/22т.
13. Жорницкий А.Б. Формула смысла жизни: простое решение проблемы, которая считалась
безнадежной – New York: 1998, 2000 (1е изд. на русском языке; ajrnt@yahoo.com)
14. Зеланд В. Пространство вариантов.- СПб: Весь, 2007.- 224с.
15. Косолапов Р. Идеи разума и сердца.- М.: 1996,207с.
16. Леви В.Л. Цвет судьбы.- СПб: Питер, 1993.-254с/50т.э.
17. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молод.гв., 1980.-350/100т;
18. Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 2000.-680/7т.
19. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России.- М.: Вече,2001,тт.1-4.
20. Осипов Г.В. Россия: национальная идея.- М.: ИФ, 1997.
21. Печчеи А. Человеческие качества.- М.: Прогресс,1985.-312/35т.
22. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?- СПб: 1994.-218/*;
23. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира.- М.: Новый век, 2000.-196/2т.
24. Сафрошкин Ю.В. а) Ноосферное развитие и Земная ноосфера.- Ульяновск: УлГТУ, 2004.-190/150э
(www.venec.ulstu.ru и сайт автора www.old.ulstu.ru/people/yusafr);
б) Системный аттрактор ноосферного будущего и его отражение в национальной идее России? -
Ульяновск: УлГТУ, 2010.-140с/150э (сайт автора и в сети УлГТУ - sumi.ustu/noo/yusaf).
25. Степин В.С: Философская антропология...- М.: ВШ, 1992.-188/5т;
26. Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М.: Наука,1987.-240/130т.
27. Франк С.Л. Смысл жизни.- М.: АСТ, 2004.-157/
28. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: 1990.-368
29. Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.: ИПЛ, 2 изд, 1983.-350/100т;
30. Фромм Э. Душа человека.- М.: АСТ, 2010.-251с.

(Опубликовано в сборниках: «Духовное развитие человека». В двух частях. Часть 2 /Отв.ред.В.И.Винокуров. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – с.39-46;
«Человек: Информация, технология, знак: Материалы Ш международной заочной научно-практической конференции». Т.1/ Под ред. Марковцевой О.Ю. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – с.17-29 и «Социальная жизнь в свете философской рефлексии: сборник научных трудов Третьей международной теоретико-практической конференции» / Под ред.Т.Н.Брысиной. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – с.184-186 и в газете «Дыхание Земли», № 9, 9 марта 2011 г. – с.8. www.dyhanie.ru.)