1-я редакция

Концепция системы
Духовно-интеллектуального воспитания и образования
ДИВО-21


Найвища наука - наука щастя людського,
до якої всякому віку, всякій землі, всякому
полу і зросту завжди двері відчинені.

Бути щасливим - се значить пізнати себе
чи то свою природу, взятись за свою долю
і робити своє діло.

Г.С. Сковорода


Миссия ДИВО-21 – формирование гармоничной личности, способной к счастливой жизни путем самореализации на свое и всеобщее благо.

Ценности ДИВО-21 – ценности гармоничного общества:


СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА





Базовые духовные ценности: счастье, любовь, истина, добро, красота.

Счастье - наивысшая духовная ценность, высшее благо, цель и смысл жизни человека.
Любовь - первооснова духовности человека, его бережного, трепетного отношения ко всему, что ему дорого и дарит в жизни радость; глубокое эмоциональное благо-одаряющее чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу и мироздание в целом.
Истина, добро, красота – классический ряд ценностей, от которых берут свое начало наука, этика и эстетика соответственно.

Базовые ценности социальных отношений: свобода, равенство, братство.
Человек свободен делать всё, что не наносит вреда другому.
Все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах, обществом им предоставляются равные возможности для самореализации на свое и всеобщее благо.
Все люди – братья: не делай другому того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе.

«Кристаллическая» структура одухотворенной гармоничной личности





Изображенная на рисунке «кристаллическая» структура одухотворенной личности очень похожа на структуру самого прочного природного минерала – алмаза. И эта параллель очень символична, поскольку именно тот, кто несет в своем сердце любовь, становится подобным по своей прочности и стойкости алмазу, восходит на самые высокие вершины человеческих достижений, преодолевает самые сложные испытания. Он не спасует перед опасностью, его не подкупит злато, не изъест коррозия лести, чувства его не притупятся от сладкоголосого звука медных труб.

Общие концептуальные положения

Человек сотворен свободным в своем выборе – он всегда арена внутреннего противостояния его противоположных начал: любви и ненависти, истины и лжи, добра и зла, красоты и уродства. И нет той низшей черты, куда не мог бы пасть человек. Но и нет той вершины, на которую он не смог бы подняться, и помощником в этом ему должно становиться само обновляемое общество, предоставляя всем и каждому возможности для самореализации на свое и всеобщее благо.

Задача каждого – полноценно воспользоваться своими способностями и имеющимися возможностями, быть творцом своего счастья. Задача общества – содействовать всем в развитии их способностей и расширять для всех пространство возможностей, быть обществом равных возможностей.
По указанному пути содействия развитию способностей и расширения прав и возможностей всех и каждого, используя в качестве ориентиров вышеприведенные духовные ценности и моральные принципы, и предстоит продвигаться в деле построения гармоничного общества.

Способности человека определяются его потенциалом:
• Духовным.
• Интеллектуальным.
• Физическим.

С помощью статистических замеров значений соответствующего трехмерного Индекса развития человеческого потенциала (аналогичного ИРЧП, применяемого в статистике ООН) можно оценивать развитие человека и общества в его человеческом измерении.

Развитие способностей (человеческого потенциала) должно осуществляться не только через систему духовно-интеллектуального воспитания и образования (ДИВО-21), но и иным образом с помощью общественных инвестиций в гармоничное (духовное, интеллектуальное и физическое) развитие каждого человека, в том числе путем формирования окружающей аудиовизуальной среды, обеспечивающей:
• Одухотворение общественного и индивидуального сознания.
• Формирование культа знаний.
• Пропаганду здорового образа жизни.

Краткий терминологический словарь проекта ДИВО 21

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка.
Гармония – согласованность частей целого, при которой целое достигает совершенства.
Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
Дух человека - потенция психики, определенный внутренний императив человека, побуждающий его к соответствующим действиям.
Духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды.
Духовность – приверженность человека или социальной общности определенной системе духовных ценностей и соответствующему мировоззрению.
Духовность гармоничного общества - наполненность любовью, устремляющей человека к счастью и вдохновляющей:
– служить истине;
– делать добро;
– ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был - президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…
Знание - результат познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др.
Интересы – активное отношение человека к природной и социальной действительности с позиции удовлетворения потребностей.
Личность – субъектное "Я", характеризующееся совокупностью социально приобретенных качеств (ценностных, мировоззренческих, психологических, поведенческих).
Любовь – наивысшее состояние человеческого духа, глубокое эмоциональное чувство, благоодаряюще устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу, мироздание в целом.
Мораль – принятые в социальной общности представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Нравственность – система внутренне присущих человеку запретов и предписаний, стоящих на страже таких универсальных ценностей человеческого бытия, как жизнь, свобода и достоинство человека.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности и общества.
Обучение – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, развития творческих способностей.
Психика - совокупность процессов и явлений центральной нервной системы (мозга) животных и человека (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.), обеспечивающая отражение объективной реальности.
Свобода – способность и возможность человека действовать по-своему, в соответствии с внутренними мотивами и поставленными перед собой целями.
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Сознание (индивидуальное) - функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности и целенаправленном регулировании отношения человека с окружающим миром.
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Ценности – 1) "Предметные ценности" – собственно то, что служит удовлетворению потребности. 2) "Субъектные ценности" – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека). Выступают системообразующим фактором при формировании всей структуры интересов и потребностей личности.

Оригинал текста - в прикрепленном файле