НАРОДОВЛАСТИЕ И РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ
К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И НАПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.


Для повышения эффективности работы рыночной экономики необходимо радикально изменить законы налогообложения.

Причем косметические решения не изменят ситуацию. Невыносимое налоговое бремя увеличивает до абсурда цены на товары услуги, делает их недоступными для массового потребителя. Это катастрофически снижает спрос и останавливает производство. Производство вынуждено уходить в «тень». Следствием этого является криминализация экономики и общества в целом. Катастрофически уменьшается база налогообложения. Следовательно, резко снижается приток денег в государственный бюджет, и государство не может выполнять свои обязательства и функции.

Сейчас этот круг пытаются разорвать при помощи налоговой реформы или некоторого уменьшения налогов. Но хороших налоговых систем не бывает, ибо налог по своей сути есть штраф на трудолюбие, предприимчивость, инициативу и есть наказание за общественно-полезную деятельность и творчество. Поэтому в идеале было бы лучше ликвидировать налоговую систему вообще.

Но где взять иной источник доходов в общественный-государственный бюджет, который бы не накладывался на стоимость производства и, соответственно, на цены товаров и услуг, не уменьшал зарплаты и прибыли.

Такой источник существует – это земельные и другие природные ценности, которые принадлежат народу.

Сама по себе земля не является продуктом человеческого труда и, следовательно, не имеет стоимости. Но в процессе производства, используемая земля приобретает ценность, зависящую от эффективности использования этой земли. Так возникает земельная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, созданной сверх средней нормы прибыли. Она принадлежит владельцу земли и не может накладываться на производство. Поэтому земельная рента не увеличивает цену товаров и услуг, а также не может понижать зарплату и прибыль.

Передача земельной ренты в пользу общества (в лице государства) означает фактическую национализацию земли. И это справедливо, так как земля, не являясь продуктом труда человека, есть природный продукт (продукт Творца) и по справедливости должна принадлежать всему обществу в целом (см. Библию). Это не только не препятствует применению к земле принципа частного и кооперативного предпринимательства, но, напротив, создает оптимальные условия для его наиболее полного воплощения, так как делает невозможным удержание земли без ее эффективного использования. Этим ликвидируется основа для земельной спекуляции, препятствующей наиболее производительному использованию земли, и стимулируется наиболее эффективное использование земельных ресурсов.

Национализация земельной ренты равносильна сдаче земли в аренду с публичных торгов лицу, предложившему наиболее высокую арендную плату за эту землю. Национализация земли в форме введения единого земельного налога (в размере земельной ренты) даст огромный импульс для расширения производства путем устранения объективных причин, препятствующих экономическому росту.

Земельная рента не есть величина постоянная. По мере развития общества и по мере роста экономики возрастет и размер земельной ренты. Поэтому размер фонда, из которого общество в лице государства, может черпать доходы в государственный бюджет, будет постоянно возрастать. Если ввести эту систему, то средства, собираемые государством, многократно превысят сумму всех налогов, сборов, пошлин, акцизов и патентов, поступающих в госбюджет сейчас, и это без учета того, что значительная часть налогов уходит на оплату самого процесса собирания налогов. Для Украины это принесет триллионный бюджет уже в ближайшие годы.

Таким образом, национализировав земельную ренту, мы в огромной степени смогли бы решить и проблему социальной справедливости, свести к приемлемому минимуму социальные контрасты, что в значительной мере сняло бы социальную напряженность в обществе.

Устранение проблемы сокрытия и выявления доходов, уклонения от уплаты налогов и взыскания задолженности по ним, значительное сокращение госаппарата устранило бы колоссальное количество предпосылок и причин для коррупции и злоупотреблений. Это повлекло бы в обществе и другие положительные изменения.
Данная программа не требует вложения значительных средств, создания сложных новых административных структур, ломки существующих общественных, политических, экономических структур. Нет необходимости в конфискации и переделе собственности. Никто не должен быть лишен средств и имущества (если, конечно, они не были приобретены преступным путем).

Государство сможет освободиться от многих, являющихся для него обузой, функций и сосредоточить большее внимания на решении социальных и гуманитарных проблем общества (энергобезопасность, инфраструктура жизнеобеспечения, образование, медицина, наука, охрана общественного порядка, социальная защита, пенсионное обеспечение, и т.д.)

Эта программа была разработана в законченном виде американским экономистом Генри Джорджем, который подробно проработал технические аспекты данной реформы. В настоящее время в США существует научно-исследовательский центр «Генри Джордж Фаундейшн», который провидит разъяснительную работу и пропагандистские акции, выполняет разработку программ для осуществления этих идей и проводит обучение специалистов.

Лучшего времени для введения этой налоговой реформы, чем теперешний кризис, нет. Это предложение указывает пути увеличения госбюджета и позволит сделать государство конкурентноспособным и комфортным для граждан.

Необходимо идти во власть с конкретной программой создания рыночных механизмов управления экономикой, четко понимать и предлагать, возможности существенного увеличения государственного бюджета, показывая реальные пути построения справедливого, процветающего общества.

Валерий Бушнов