В Москве – о материальном, в Киеве – о духовном
Любителям посмаковать основной вопрос философии
26-27 мая от имени и по поручению руководства Всемирного научного ноосферно-онтологического общества (ВННОО) имел честь выступить на пленарном заседании ХVІІІ Киевского международного форума "Пути духовного развития человека и общества", охватывающего широкий спектр духовной проблематики по всем основным направлениям - религиозном, научном и эзотерическом https://forumkyiv.in.ua/xviii-kiїvskij-mizh...vnya-2018-roku/ .
Форум проходил под эгидой 15-ти общественных организаций Украины в стенах Украинской академии наук, которая также является общественной организацией, но, вместе с тем, обладает солидным ресурсом – научным, кадровым, организационным … https://uk.wikipedia.org/wiki/Українська_ак...ька_організація) .
Мне впервые довелось участвовать в работе Форума, вместе с тем, я был встречен тепло, как старый знакомый, поскольку с основателем и лидером ВННОО доктором экономических наук, профессором В.П. Бабичем у организаторов Форума уже давно сложились добрые творческие отношения.
Нами была заявлена тема «ДИВО-21. Концепция системы духовно-интеллектуального воспитания и образования» http://world-ontology.org/index.php?showtopic=333 , http://world-ontology.org/index.php?showtopic=335 , но в своем докладе я вынужден был выйти далеко за ее пределы. И причиной этому были, во-первых, свежие впечатления от Международного форума "МАРКС-XXI" http://world-ontology.org/index.php?showforum=538 (Москва 17-19 мая), а во-вторых, меня "завел" первый докладчик - Митрополит Киевский и всея Украины АПЦ, о. Виктор Веряскин, своим докладом на тему «Христианская перспектива духовного развития». Наделенный божьим даром оратора, о. Виктор выступал в несвойственной для священнослужителей манере - мастерски вставлял в речь приколы, паузы, забавно гримасничал, лукаво косил глазом … Все его с интересом слушали, аплодировали. Я тоже.
Но, о какой такой христианской перспективе духовного развития в наши времена можно говорить, если в той же Европе уже давно идет массовое сокращение численности паствы и закрываются церкви https://politikus.ru/articles/39774-zakat-e...ry-i-katki.html. В этом общем контексте возрождение церкви и активное соборостроительство в Украине, да и на всем постсоветском пространстве, смотрится не иначе как временное явление, возникшее, с одной стороны, вследствие обратной реакции на притеснение церкви в советские годы, а с другой – как отражение общественной потребности в заполнении духовного вакуума, образовавшегося по причине самоликвидации «ума, чести и совести». Сегодня, когда во власти те, у кого нет ни ума, ни чести, ни совести, только церковь может хоть как-то выполнять функцию морального авторитета. Но она, как видно, с этой своей функцией не справляется, о чем свидетельствует духовная и моральная деградация нашего общества. И в первую очередь по этой причине нами и было инициировано создание в Украине института Совета старейшин http://world-ontology.org/index.php?showforum=415 .
Мы с о. Виктором сидели неподалеку друг от друга в первом ряду, и я смог еще до начала мероприятия передать ему брошюры с ДИВО-21 и проектом Идеологии гармоничного общества. Он успел их пролистнуть, но внешне никак не отреагировал. Когда же мне предоставили слово, он встал и направился к выходу. Я же, поднявшись за трибуну и заполучив во власть микрофон, попросил о. Виктора задержаться, пояснив, что планирую построить свое выступление, отталкиваясь от его доклада. Он присел.
Начал я с риторического вопроса – как так получилось, что христиане более 2-х тысяч лет проповедуют жизнь в любви, а человечество за это время успешно продвинулось от дубины, меча и копья к оружию массового уничтожения? И не наивно ли при таком результате продолжать рассчитывать на какой-либо успех проповедничества, морализаторства? Ведь понятно, что если ничего не менять в подходах, то и результат будет тот же самый, сродни байке о халве – сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не становится. И сколько ни говори о любви к ближнему, о духовности или о морали, ее в обществе не прибудет до тех пор, пока в жизнеобеспечивающей основе общества будут заложены совсем иные принципы, образца - "человек человеку волк".
Как един человек в своих проявлениях, так же единым во всех аспектах жизнедеятельности должно быть и общество. Если есть в сердце человека любовь, то она согревает весь окружающий мир, без изъятий. И если декларируется в обществе духовный выбор, то это значит, что по любви должны быть выстроены все отношения в обществе. Без изъятий. В том числе и в экономике, и в политике.
В противном случае, когда декларируется одно, а в жизни все по-иному, когда все пропитано ложью, общество как целостный социальный организм обречено на гибель. Любая система нежизнеспособна, когда ее подсистемы функционируют на рассогласованных относительно друг друга принципах - это тривиальная истина.
Так из-за лжи, когда прогнившая, коррумпированная номенклатура продолжала призывать к строительству коммунизма - общества равных, морально разложился и рухнул некогда могучий Советский Союз.
Точно также лжива и заимствованная нами общественная модель западного образца, и поэтому она также обречена. Вот как пишет об этом Э. Фромм (Психоанализ и этика):
"В индустриальном обществе официально признанными, осознанными ценностями являются религиозные и гуманистические: индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п. Но для большинства людей эти ценности стали проявлениями идеологии и не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. Бессознательные ценности, служащие непосредственными мотивами человеческого поведения, – это ценности, порожденные социальной системой бюрократизированного индустриального общества, то есть собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и пр. Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными – с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так, как его учили и приверженность к чему он исповедует, человек начинает испытывать чувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие, которое подметило наше молодое поколение и против которого заняло бескомпромиссную позицию".
Действительно, любые призывы любви к ближнему вступают в противоречие с конкурентной сущностью рыночного экономического базиса, формирующего в человеке исключительную направленность на рост потребления. Приверженцами односторонней, сугубо потребительской модели развития общества вполне естественно являются представители бизнеса, прибыль которых зависит от уровня потребления произведенных на их предприятиях товаров и услуг. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека, все, что он слышит и видит, перенасыщено бизнес-рекламой - «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, примитивизируя человека, низводя его до уровня животных и побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.
Поэтому никакие проповеди и духовные разговоры ничего не изменят в характере общественных отношений, если экономический базис и покрывающая его политическая надстройка будут функционировать на аморальных принципах. Об этом я говорил в Москве https://youtu.be/y7mLZLDxfwY?list=PLIANlMPS...10qek&t=314 и об этом же мне пришлось говорить в Киеве после выступления о. Виктора. Там же, продолжив в своем повествовании разговор собственно о системе ДИВО-21, подчеркнул, что она сможет быть введена в систему государственного образования только в случае смены действующей модели государственного управления на реальное народовластие. Ныне власть имущие не допустят формирование в школах гармоничных личностей, которые восстанут против лжи и дисгармонии, против существующей порочной системы.
Говоря о духовно-нравственных основаниях в хозяйствовании, я ссылался на проект Идеологии гармоничного общества http://world-ontology.org/index.php?showtopic=294, в котором предлагается вернуться к естественной морали и праву и строить отношения собственности на едином подходе – всё, что создано человеком, является его собственностью, и что создано природой и общим трудом, является общей собственностью. И уже с этой исходной позиции выстраивать систему производственных отношений с участием субъектов хозяйствования всех форм собственности. Только так может быть устранено существующее противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения и исключена эксплуатация человека человеком, восторжествует справедливость.
Что касается сферы управления, здесь благодаря росту общей культуры и появлению интернета и мобильной связи резко ускорились процессы становления коллективного разума (ноосферы) и субъектности гражданского общества, что позволяет гражданам принимать активное участие в управлении страной, осуществлять прямое народовластие, вести народное хозяйство. Консультации первых лиц государств с гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и их принятии становится демократической нормой. Народ и его территориальные громады (общины) обретают субъектность и возможность напрямую ставить задачи органам управления и контролировать их исполнение. Многовековая эпоха толпо-элитарной модели общественного самоуправления, когда немногие правят остальными, завершается.
После моего выступления о. Виктор не только не ушел, но повторно попросил слова, хотя это не было предусмотрено регламентом, и минут десять рассказывал о заслугах христианства, давая понять, что без христиан все было бы гораздо хуже. Мне было неудобно слышать его оправдания, поскольку я и не ставил перед собой цель как-то опорочить христианство, и тоже попросил еще минутку.
Пояснил, что ничуть не думал принизить роль христианства, более того весьма признателен православной церкви, принявшей в 2004 г. «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», в котором, в частности, заявлена нравственная позиция по вопросу беспрецедентного расслоения общества по уровню доходов:
«Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Общество не должно делиться на сверхбогатых и сверхбедных».
И тут о. Виктор раздраженно буркнул с места: «Это - Кирилл!».
Вот те и на! Кирилл плох тем, что занял нравственную позицию. А где же ваша нравственная позиция по данному вопросу, о. Виктор?
В конечном счете, я призвал аудиторию к расширению деятельности за пределы сугубо духовных практик, к духовному проникновению во все сферы общественного бытия, оказывая на них свое благотворное воздействие. Предложил внести в Резолюцию пункт о проведении форума (конференции, круглого стола ...), посвященного духовно-нравственным основаниям народного хозяйства. К сожалению, в пришедшей недавно электронной почтой Резолюции я такого пункта не обнаружил http://world-ontology.org/index.php?showtopic=341. Быть может, рабочая группа все-таки учтет мое предложение.
В целом Форум мне понравился - как уровнем и разнообразием тем докладов, так и общей атмосферой, стойкостью его участников, количество которых было хоть и небольшим, но одним и тем же и в субботний, и в воскресный день. Насколько я понял со слов о. Виктора, в этом году действительно участников было немного. Но они сильны духом! Ведь это был 18-й ежегодный форум! А далеко не каждая общественная структура может похвастаться таким долгожительством.
Мне видится будущее за этими людьми, следовало бы только изменить формат сотрудничества, самоорганизоваться и морально и ответственно взяться за общественное бытие во всей его полноте, не оставляя бездуховности и аморальности ни единой лазеечки, ни одного шанса где-то удержаться. И тогда мечты о светлом, духовном обществе с неизбежностью осуществятся!
Гуманитарии – объединяйтесь!
Марк Зобов,
Вице-президент Всемирного научного ноосферно-онтологического общества,
Председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»
+38 095-886-73-53, mark.zobov@gmail.com