Перезагрузка Украины: кто и как?
Лед тронулся! – Жарким летом 2018-го! – Избирательная кампания стартовала в отпускной период, не дожидаясь осени. И не простая избирательная кампания, а с эпохальным замахом – перезагрузкой Украины! Сначала Ю. Тимошенко со своим проектом «Новый курс», затем Р. Бессмертный с его общенациональным диалогом "Какой мы хотим Украины?" и вот - В. Рабинович с «Украинской мечтой». Трое есть, уже можно собираться и поговорить
А там, глядишь, и любимец украинского народа Петр Алексеевич подтянется! Ему негоже быть в стороне от таких процессов – как так без него перезагрузят Украину?!
Возможно, глобальностью замаха и объясняется ранний старт, ведь за короткий предвыборный период не раскачать общественную мысль на столь масштабную тему. Хотя поговаривают и о возможности досрочных выборов осенью.
Непонятно одно – кандидаты на пост Президента Украины все вместе в одну сторону будут перезагружать страну или одновременно каждый по-отдельности - в свою? - Типа Лебедь, Рак и Щука . Или победитель перегонів получит эксклюзивное право на перезагрузку?
И какая роль в этом будет отведена народу? - Опять роль статиста? Как было в прошлый раз, когда нардепы с Президентом Украины сами утвердили Конституцию Украины «от имени Украинского народа» для Украинского народа?
Что-то мне подсказывает, что этот вариант больше не пройдет. Не тот уже нонча Украинский народ. Шишек понабивал, поумнел, да и характер очень испортился, это уже не тот улыбчивый, добродушный и доверчивый «постсовок», которого было легко обвести вокруг пальца. К тому же вооружен основательно – несколько миллионов стволов на руках у мирных украинских граждан.
И вообще, как-то очень напоминает складывающаяся ситуация классическое – верхи не могут, низы не хотят .
А раз так, то во избежание революционных негараздів политикам следует вести себя весьма осмотрительно и постараться обеспечить достойное участие Украинского народа – граждан Украины всех национальностей – в процессе перезагрузки. Лохами в наперсточном процессе украинцы быть не пожелают. Пожелают, чтобы все было по-честному, по уму и по науке.
Но как это сделать - по-честному, по уму и по науке?
Как по мне, по-честному означает: раз народ утвердил себя в Декларации о государственном суверенитете Украины источником государственной власти, и вся эта власть, будучи первичной, единственной и неотчуждаемой, принадлежит ему, то самые важные решения в стране, в первую очередь Конституция Украины, должны приниматься народом напрямую, а не какими-либо его представителями.
Также, в силу того, что общенародные решения принимаются посредством референдума, то и референдум должен проводиться честно. И хотя эта задача не из простых, но та же техническая сторона честного подсчета голосов может быть сегодня решена довольно просто открытым электронным голосованием с использованием интернета и мобильной связи. При этом каждый сможет проконтролировать судьбу своего голоса и процесс подсчета голосов.
Сложность заключается только в том, кто и как поставит вопрос на референдум и какие будут предложены варианты ответов. От этого напрямую зависит результат. И как быть, когда на рассмотрение народа выносятся сложные социальные проекты наподобие конституции?
В канун 2012 г. в статье «Народ, а может пора подумать?» мною был предложен вариант организации референдумов по-честному и по уму, и так, чтобы их проведение было действительно всенародным делом, а не затеей каких-либо группировок, преследующих свои частные интересы http://politiko.ua/blogpost75087 .
В соответствии с этим подходом предлагается смыслосодержащую часть организации референдума доверить не органам государственной власти, а Экспертному совету из числа лидеров общественного мнения, пользующихся заслуженным уважением в Украине. Экспертный совет в свою очередь при подготовке вопросов на референдум имеет возможность публично «обкатать» их и качественно сформулировать с участием экспертной фокус-группы, формируемой методом репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних украинских граждан. Подготовленные таким образом вопросы призваны дать качественный, близкий к консенсусу, результат на референдуме.
В подтверждение этого красноречиво говорит сравнение результатов голосования на референдуме за конституцию в Швейцарии и Исландии.
Так за действующую конституцию Швейцарии на народном референдуме 18 апреля 1999 года проголосовало 59,2 % голосовавших и 13 из 26 кантонов. Как видно, уровень поддержки конституции оказался не высоким, что свидетельствует о невысоком качестве самого проекта по причине слабой включенности швейцарцев в процесс проектирования.
В Исландии конституция разрабатывалась методом краудсорсинга – доступа всех граждан к проектированию. Предложения граждан собирались через «Фейсбук», «Твиттер» и «YouTube». Этот метод обеспечил и гораздо более высокий уровень поддержки проекта на референдуме – 23 октября 2012 года новую конституцию одобрили более 80 % исландцев.
Уровень поддержки принимаемых решений важен с позиции успешности последующего воплощения их в жизнь. И для расколотой Украины сейчас это чрезвычайно важно – получить на референдуме поддержку у подавляющего числа граждан на востоке и на западе.
Идея, предложенная в статье, прошла в 2014 г. «обкатку» и развитие на научно-общественном круглом столе "Методологические основания современного социального проектирования" http://world-ontology.org/index.php?showforum=316. В Резолюции круглого стола говорится http://world-ontology.org/index.php?showtopic=45:
«Для организации социального проектирования предлагается воспользоваться передовым европейским опытом, где для обеспечения эффективного реагирования на вызовы в длительной перспективе Европарламентом в 2007 году был создан Совет старейшин в количестве 9 человек, и учредить в Украине аналогичный постоянно действующий институт, в состав которого должны избираться по особой процедуре лучшие представители духовно-интеллектуальной элиты страны, ее моральные авторитеты.
Организацию социального проектирования Совет старейшин призван осуществлять открыто и публично, предварительно определившись с содержанием, сутью социального проектирования и общими требованиями к социальным проектам.
Совет старейшин:
1. По собственной инициативе или инициативе граждан организует рассмотрение общественно значимой темы – информирует граждан, осуществляет сбор от них предложений, производит первичную отбраковку неадекватных предложений, организует обсуждение на специально созданном для этой цели интернет-ресурсе.
2. Формирует методом репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних украинских граждан Вече Народных Представителей, готовых выступить в качестве экспертной фокус-группы для оценки поступивших предложений.
3. Проводит экспертное заседание Народных Представителей, на котором осуществляется конкурсное рассмотрение поступивших предложений.
4. Обеспечивает по итогам конкурса совместную работу автора победившего проекта с авторами других проектов с целью выработки согласованного варианта, при этом победивший проект берется за основу, а его автор осуществляет доработку текста в процессе обсуждения.
5. Вносит проект на референдум в соответствии с действующим законодательством.
Такого рода подготовка проектов, выносимых на всенародное обсуждение и утверждение, позволит обеспечить им высокую поддержку в обществе, обрести реальный статус национальной (общенародной) идеи и гарантировать последующее воплощение в жизнь.»
Предлагаемый конкурсный подход уже прошел практическую апробацию в Харькове в 2012 г. при проведении конференции "Народовладдя в Україні: яким йому бути" http://vlada-narodu.blogspot.com, на которой обсуждались разные перспективные модели народовластия взамен существующей украинской "демократии" и по итогам которой участниками был разработан проект Доктрины народовластия http://politiko.ua/blogpost122898.
Недавно 22 июня также успешно завершился харьковский этап Конкурса проектов Образа будущего (Видения) Украины http://world-ontology.org/index.php?showforum=526.
Конкурсный подход сродни парламентской процедуре, когда при наличии нескольких законопроектов на одну и ту же тему сначала методом голосования один законопроект берется за основу и затем дорабатывается с учетом остальных законопроектов. Теоретическое обоснование такого подхода на основе методологии диалога логик в самом общем виде дано в затравочном материале к круглому столу http://world-ontology.org/index.php?showtopic=40.
Возвращаясь от общих методологических рассуждений к стоящей перед Украиной задачей перезагрузки всей системы общественных отношений, обратимся к уже имеющемуся мировому опыту ее решения, согласно которому такого рода задача разбивается на три этапа:
- согласование задания на разработку проекта системы общественных отношений;
- разработка проекта системы общественных отношений;
- утверждение проекта системы общественных отношений.
Кстати, данная логика действий свойственна и техническому проектированию. Сначала заказчиком и исполнителем осуществляется согласование ТЗ на разработку, в котором указываются, цель, назначение и параметры проектируемого объекта. Затем исполнитель разрабатывает проект и завершается все приемкой (утверждением) проекта заказчиком.
При проектировании социальных объектов - социальных общностей тоже сначала формулируется нечто типа ТЗ в виде манифеста, декларации, общественного договора и т.п., содержащие, опять же цель, смысл создания общности, а также базовые ценности, принципы, позиции, на основе которых формируется эта общность. И только потом на основе этого ТЗ исполнителем разрабатывается организационный документ - конституция, устав, положение ..., который утверждается заказчиком – социальной общностью, народом.
Такова логика и последовательность действий по уму и по науке в случае, если социальная общность оформляется впервые. Если же уже имеется предыстория и речь идет о перезагрузке, то имеет смысл отталкиваться от уже имеющейся документации – декларации, конституции, устава, всего лишь внося в них изменения. Это не только обеспечивает преемственность, но и существенно облегчает творческий процесс. В частности, упростит задачу творцам проектов изменений, у них уже будет готовая форма, в которую они вложат свои мысли. Такой формы (требований), кстати, очень не хватало участникам конкурса Образа будущего Украины.
Как же в свете вышеизложенного выглядит план действий по перезагрузке Украины.
1. Поставить во главе процесса перезагрузки самых нравственных и мудрых представителей народа, состав которых могли бы сформировать, к примеру, претенденты на пост Президента Украины, взяв вместе перезагрузку под свой контроль – на благо народа!
2. Организовать конкурсный процесс внесения изменений в тексте Декларации о государственном суверенитете Украины.
3. Утвердить изменения в тексте Декларации о государственном суверенитете Украины на всеукраинском референдуме.
4. Организовать конкурсный процесс внесения изменений в тексте Конституции Украины на основе вновь утвержденной Декларации о государственном суверенитете Украины.
5. Утвердить изменения в тексте Конституции Украины на всеукраинском референдуме.
Все это желательно сделать на едином дыхании, чтобы между внесениями изменений в Декларацию и Конституцию не было длительной паузы, чтобы это делали одни и те же люди. Иначе может случиться так, как это уже было, к примеру, в истории США, где между принятием Декларации о независимости и принятием Конституции прошло более 10 лет и, в частности, тема стремления к счастью, вдохновенно прописанная в Декларации, почему-то оказалась лишней в Конституции. Мелочь? – Не думаю.
У нас же между положениями всенародно утвержденной вместе с Актом провозглашения независимости Декларации о государственном суверенитете Украины и положениями Конституции Украины, принятой Верховной Радой Украины, существует недопустимый сущностный разрыв, что и привело нас, как по мне, к нынешней столь незавидной ситуации.
Перезавантажимо Україну щастям! Будьмо!
Марк Зобов,
Вице-президент Всемирного научного ноосферно-онтологического общества,
Председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»
+38 095-886-73-53, mark.zobov@gmail.com,