Экономическая реформа «Старт в будущее»
(Основные положения)


Потенциал Украины (в том числе г. Харькова), таков, что не воспользоваться этим просто безумие. Самодостаточность большинства достижима. Однако построить рай в отдельно взятом городе невозможно. Зато абсолютно реально создать «клондайк» в стране. Первые результаты будут видны уже через 4 месяца. А через 18 месяцев его ощутят все. Конечная цель – оптимальное удовлетворение жизненных потребностей населения Украины при минимизации расходования природных ресурсов и восстановлении экологии Планеты.

Единственным глобальным механизмом на планете является механизм экономики. Это единственный механизм, соединяющий все отрасли вместе. Премьер-министр ОАЭ говорит, что экономика – лошадь, а политика – телега… экономика должна идти впереди политики, а не наоборот. В то же время, Всемирный банк и МВФ готовы выдавать рецепты по развитию свободного рынка, невзирая на тот факт, что эти рецепты не помогли ни одному государству сделаться успешными в промышленном отношении. Приведу исторический пример. Всемирный банк рекомендовал Южной Корее продолжать заниматься текстилем и в своем отчете от 1974г. писал, что планы генерала Пака «вызывают серьезные опасения» и отказывался финансировать их. Авторитетные экономисты называли планы президента этой страны «безумными». Однако, в 1978г. Всемирный банк отмечал, что предприятие, созданное по этому плану «возможно, является самым эффективным в мире». Результат: повышение покупательской способности населения в 14 раз.

Многолетний анализ мировой экономики, в т. ч. и экономики Украины позволяет выделить в числе важнейших проблем, следующие.

Глобальную: в половине стран, в т. ч. и у нас, при потеплении на 2 градуса вследствие хозяйственной деятельности человека произойдет отрицательный экономический рост. ВВП на душу населения снизится в среднем на 13%. Принятая модель экономики подталкивает человечество расходовать ресурсы все в больших, необузданных объемах до полного истощения планеты, так как это дает большую прибыль, чем экономия ресурсов.

Локальную: моральный износ основных фондов на Украине достигает почти 95%. Физическая степень износа превысила 83%. Например, 95% энергоблоков ТЭС отработали расчётный ресурс, а 65% превысили принятую в мировой практике границу физического износа. Изношенность магистральных тепловых сетей достигает 70%. Несмотря на безудержное увеличение затрат на поддержание старой инфраструктуры, она находится в стадии упадка. Затраты на создание новой инфраструктуры значительно меньше и это открывает новые экономические возможности.

У человечества нет времени на длительное решение этих проблем. Необходимо воспользоваться природой вещей. Для перехода от сообщества охотников - собирателей к земледельцам понадобилось более 100 тыс. лет; переход к промышленной эпохе занял несколько тысяч лет; до вступления в эру атома прошло примерно 200 лет, а в информационной эпохе мы живем всего несколько десятков лет. Развитие цивилизации стремительно ускоряется. Главный ресурс человечества – наука и знания. Необходимо начать процесс замещения основных фондов интеллектом, т. к. получение экономической выгоды обеспечит только интеллект, а не концентрация у монополистов критической массы основных средств. Опираясь на это, мы покажем пример развития всему миру. Начинать необходимо с создания системы, получающей все большую экономическую выгоду от экономии ресурсов, чем от увеличения объемов их использования.

Предложенная А. Ломазовым экономическая модель построена на сотрудничестве, в то время как действующая ныне экономика — на личной выгоде, как единственном пути экономического роста. Надо отходить от централизованной командной системы управления. Государству отнюдь не «виднее» по сравнению с теми, чьи действия оно регулирует. Страна не знает о ситуации отдельного человека или фирмы так же хорошо, как это известно, им самим. Системное мышление – сложная задача в бюрократической среде. Поэтому государственные чиновники не имеют возможности улучшить решения, принимаемые на местах. Предлагаемый путь — это общие цели, достигаемые совместно. В этом случае снимается ряд противоречий и становится возможным, останавливая ухудшение климата, обеспечить энергетическую безопасность и получить экологически устойчивую экономику высшего порядка.

Предлагаемая реформа объединяет формы и цели деятельности и государства и отдельного индивидуума. Отныне, естественным образом, личная экономическая выгода совпадает с экономическим интересом изменяющегося государства. Каким образом? Через трансформацию местного самоуправления. Прежде всего, муниципалитеты берут на себя функцию обеспечения территориальных громад топливно - энергетическими ресурсами (ТЭР). Это кардинально изменит имеющуюся тенденцию возрастания затрат как способа получения прибыли, т. к. муниципалитет – бесприбыльная организация и экономия ресурсов остается в распоряжении бюджета. В старой модели хозяйствования рост цены на ТЭР и их нерациональное использование автоматически обеспечивали предприятию увеличение прибыли, что делало не выгодным экономию этих ресурсов. Поэтому сегодня капитал считает для себя более выгодным инвестирование в расширение использования ресурсов. Реализация ресурсосберегающих технологий, которые снижают потребление и объемы продаж, снижают капиталу чистую прибыль и противоестественны в действующей модели. Двигателем новой финансово - экономической реформы будет являться накопление и концентрация капитала из найденных источников внутренних инвестиций за счет снижения расходования ресурсов.

Вот пример наличия потенциала предлагаемого экономического прорыва. В докладе Римскому клубу еще за 1995г. ученые Вайцзеккер и Ловинсы информируют, что от работающей на угле электростанции только 3% энергии преобразуется в свет от ламп накаливания. Снижая потери, освободившиеся деньги, которые ранее направлялись на закупку этих ресурсов, теперь являются внутренними инвестициями. Они используются безвозвратно и беспроцентно как инвестиции в науку, творчество и реализацию инноваций, ноу-хау, в производственный и человеческий капиталы, способствующие снижению удельных расходов ресурсов через созданные ими публичные акционерные общества, стартапы, кооперации. Их суть - увеличение капитала через дальнейшее снижение себестоимости продукции. Обслуживая территориальную громаду, вокруг муниципалитета образуется сеть коммерческих предприятий, у которых прибыль от бизнеса, построенного на экономии ресурсов, начнет превышать прибыль от максимизации расходования ресурсов. Теперь для бизнеса становится выгодной экономия ресурсов за счет научно - прорывных ноу-хау.

Местное самоуправление, в нашем случае, занимаясь несвойственной для него ранее деятельностью, обеспечит преимущества для территориальных громад и возможности для экономического стимулирования людей, предоставляющих свои способности для общественного развития. Сфокусированный на экономии ресурсов капитал, пополняет источник внутренних инвестиций, поддерживающий цикличный порядок. Параллельно по такому же принципу разрабатывается следующая отрасль с наиболее негативной составляющей ВВП. Монопольный интеллект теперь услышан, системно управляется и используется, а плоды его деятельности реализуются для благополучия большинства.

Рост числа центров принятия решения (центров власти) благодаря местному самоуправлению сократит расстояние между пользователями услуг и органами управления, приведет к революции мобильности при решении проблем и устойчивости системы. Закладывается фундамент общества – равенство возможностей, жизнедеятельность миллионов локальных живых экономических ячеек. У мэров и громад появляется возможность решать проблемы национального значения, создавая некую разновидность городов – мини государств.

Предлагаемое решение имеет и другое обоснование. Для извлечения и транспортировки ископаемого топлива была необходима централизованная система контроля и концентрация капитала. Это создавало условия для всей остальной экономики. Ее обслуживали централизованные центры коммуникаций (TV, радио, телефон). В отличие от ископаемого топлива юрского периода, запасы которого конечны, «зеленая» энергетика производится из неисчерпаемых, возобновляемых источников. Её извлечение происходит из постоянных в окружающей среде процессов. Для эксплуатации возобновляемых источников энергии требуется горизонтальное управление, которое задает организационную модель для экономической деятельности в целом. Новые коммуникационные режимы (IT-сектора, интернет и т. д.), сами по себе не достаточны, чтобы стать двигателем экономического прорыва. Они являются средством управления деятельностью, создавая основы для новой инфраструктуры.

Необходимо быть во главе перехода к новой эре распределенной энергии и минимизации расходования любых ресурсов. Изменив экономическую модель, мы достигаем благополучия и комфортного проживания населения Украины. Кризис обязывает нас заняться тем, чем мы не занимались прежде. Мы в состоянии опередить Германию, где доля электроэнергии, производимой за счет возобновляемых источников, составляет 38%. А к 2050г. Германия планирует довести этот процент до 100. Мировая выработка такой энергии составляет 26,5%. Эксплуатация неисчерпаемых источников энергии требует сотрудничества, а не иерархической командной системы. На смену личной выгоды приходит общий интерес равноправных участников этих процессов.

Функция государства в обеспечении устойчивого роста реализуется через государственную поддержку возобновляемых источников энергии, промышленную политику в целях обеспечения необходимых и достаточных потребностей населения. По примеру Японии и Южной Кореи – это продвижение высокопроизводительной хозяйственной деятельности с помощью принятия политических мер, агрессивное развитие «молодой промышленности», технологического прогресса, ориентации на экспорт и экспортную дисциплину, учитывая интересы громад, бизнеса и потребителей.

Великая страна поддерживает свое величие только в эпоху примитивных технологий. Развивающаяся страна получит преимущества перед ранее великой страной за счет технологических прорывов;

главное препятствие — это человеческое невежество. Задача в его преодолении. Интеллект является монопольным и обеспечивает успешное ускоренное развитие;

местное самоуправление - инструмент для реализации созидательной энергии масс, масштабного внедрения ноу-хау.

Государство обеспечивает это триединство через управление и стимулирование этих процессов, что запускает:

создание соответствующих общественно - политических институтов, системы венчурных фондов и финансирование инноваций;

популяризацию общедоступной научной информации и масштабное внедрение научных разработок для комфортного проживания населения;

развитие предпринимательской культуры, устранение противодействия «элиты» и чиновников, сопротивляющихся инновациям, из личных корыстных побуждений.

Предлагается путь перехода от влияния крупных компаний на общество до эффективных рычагов коллективного воздействия и роли отдельных интеллектуалов. Формируется единая сеть экспоненциального правительства, усиливается активность государства в управлении идеями, инновационной и промышленной политикой, что является ноу-хау в мировой экономике. Запускается процесс реализации устремлений творческой молодежи и других слоев населения, происходит возврат уехавших в поисках лучшей жизни. Практическая значимость предлагаемой реформы: население расходует средств в разы меньше, получая товаров и услуг в разы больше при поддержании экологической безупречности Планеты.

Дополнительный источник финансирования предлагаемой программы. Поскольку в программе речь идёт не об одном каком-то конкретном производстве, а о существенной части экономики в целом, то в данном случае можно воспользоваться всеми механизмами, связанными с системой управления экономикой. Один из таких механизмов – совместная работа с Организацией Объединённых Наций (ООН) по вопросу реализации системы сохранения, оздоровления и восстановления природы. Поскольку в настоящее время этот вопрос стоит очень остро, то работы по восстановлению природы не могут не стать прибыльным бизнесом.

Главная угроза для человечества со стороны изменений в природе, по словам генерального секретаря ООН А. Гутерриша – климатические изменения, которые происходят быстрее, чем ожидалось, по причине огромных объёмов вредных выбросов в атмосферу, а также «захоронения» большого количества радиоактивных отходов, из-за непрерывной работы ядерных электростанций высокой мощности во многих странах мира. «Пришло время остановить неконтролируемый и стремительно нарастающий процесс климатических изменений» - говорится в его обращении. В Польше 15 декабря 2018г. Всемирная конференция ООН по климату приняла правила реализации ранее принятого Парижского соглашения, согласно которому все государства (независимо от степени их экономического развития) берут на себя обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Принятый в Польше документ позволит к 2020г. начать активную международную деятельность в этом направлении.

Что это означает для стран – партнеров проекта и, в частности, для Украины. В Соглашении и в сопроводительном Решении к нему указано, что развитые страны будут обеспечивать финансирование для поддержки действий развивающихся стран, которые связаны со снижением вредного воздействия на климат нашей планеты. Предусматривается в 2020 – 2025г.г. совместно выделять 100 млрд. долл. в год на предотвращение изменения климата и адаптацию (п.115 и п.54 Решения). С 2026г. это финансирование увеличивается.

Обсуждаемые пункты решения гласят о том, что бенефициарами этой поддержки будут выступать только развивающиеся страны. Стороны, являющиеся развитыми странами, предоставляют финансовые ресурсы для оказания содействия Сторонам, являющимся развивающимися странами, в отношении предотвращения изменения климата (П.1 статьи 9 Парижского соглашения). В подпунктах g и h пункта 4 статьи 8 этого соглашения записано, что область сотрудничества и содействие по активизации действий и поддержки могут включать: «неэкономические потери и сопротивляемость общин» (самоуправляющихся организаций жителей территориальных единиц).

Все это полностью соответствует предлагаемой к реализации программе реформ А. Ломазова. В то же время сама программа соответствует критериям ООН, т к. предусматривает комплексное решение проблем снижения выбросов углекислого газа в связи с глобальным потеплением вместе с параллельным решением энергетической независимости и восстановлением народного хозяйства.

Совместная с ООН деятельность в реализации программы предполагает все финансовые средства территориальной громады, поступающие в инвестиционный фонд за счет циклично снижающегося расходования любых ресурсов на единицу продукции, направлять в систему ООН. Это свежее решение я бы назвал инвестиции в инвестиции, когда внутренние инвестиции подтягивают как дополнительные внутренние, так и внешние инвестиции, образуя нарастающий цикличный финансовый поток. ООН, используя свой опыт, будет контролировать, и оплачивать в размере направляемых громадой финсредств, инновационную деятельность соответствующей территориальной громады. Цель: защита окружающей среды, попутно — преодоление бедности и развитие человеческого потенциала, повышение уровня энергоэффективности, создание новых высокотехнологичных предприятий, приводящих к независимости Украины от внешних ресурсов. Иначе и быть не может, т.к. все эти проблемы имеют единый корень.

Это позволит местному самоуправлению:

реализовать новый спектр возможностей благодаря системе ООН;

избежать дополнительных затрат и ошибок в эффективном использовании инвестиционных финансовых потоков, высвобождающихся у территориальных громад и превышающих бюджеты их населенных пунктов;

не подвергать мэров и чиновников искушению вмешиваться в вопросы финансирования в корыстных целях. При принятии выполненных работ по оздоровлению экологической среды отсутствует необходимость подписи у чиновников и, соответственно, «откатов». Приемку осуществляет инспекция от ООН. По заверению представителя ООН это налаженный процесс, предотвращающий коррупцию, т.к. в дальнейшем, в случае каких-либо сбоев, деньги для их восстановления ООН взыщет с этой инспекции.

Позиция США является причиной снижения бюджета ООН. А финансы, получаемые по этой программе (это как минимум ежегодный безвозмездный $1млрд.) кроме своего прямого назначения поддержат и аппарат ООН при максимальной возможной гарантии их целевого и эффективного освоения. Обязательное условие для их получения — демонстрация результатов работы по снижению вредных выбросов в атмосферу и задействование системы рационального освоения кругооборота увеличивающегося капитала. Это именно то, что мы и будем делать. Здесь большая проблема не в привлечении, а в эффективном расходовании имеющихся финансов. Благодаря предложенной программе сотрудничества с ООН это абсолютно реально. Здесь государство формирует принцип: «От нищеты к самодостаточности» и устанавливает главные направления своей деятельности, реализуя миссию, точку опоры для всех плановых решений, ориентирующую на достижение стратегических преимуществ, практически не имеющую аналогов.

Основные положения рассмотренной реформы были частично апробированы на уровне городского совета областного центра с получением практических результатов, подтвержденных экономической эффективностью. Положительные отзывы специалистов Всемирного Банка, СНБО Украины, Министерства финансов Украины, известных авторитетных ученых НАН Украины и др. подтверждают ее актуальность.

Предлагаемая реформа не нуждается в согласовании с вновь избираемой Верховной Радой, принятии дополнительных законодательных актов для ее осуществления и дополнительном финансировании. Объективно имеются все условия для ее быстрого и успешного внедрения в самые короткие сроки, что принципиально важно для вновь избранного президента, что бы показать свою результативность.

Автор и разработчик программы 16.03.2019г А.Ломазов


ОТЗЫВ
на экономическую реформу А.Ломазова «Старт в будущее».


Актуальность предлагаемой реформы не вызывает сомнений. Практическая реализация ее основных положений проводилась с моим участием в качестве начальника экономического управления горсовета областного центра. Были построены 2 моста через реку; выполнен ремонт не менее чем в 50% учреждений образования в т. ч. дошкольных и медицины, дом юношества; погашены задолженности предприятий, оказывающие коммунальные услуги перед поставщиками топливно - энергетического комплекса, стабилизировано постоянное тепло – электро - водоснабжение города и ряд других социальных программ, которые тормозились из-за нехватки денег.

Полностью поддерживая основные положения предлагаемой программы, предлагаю направить усилия государства на создание не только объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), а и создание дворовых объединений совладельцев многоквартирных домов (ДОСМД), что позволит в партнерстве 50% на 50% с местными советами производить: капитальный ремонт дворовых теплотрасс и водопроводов; ремонт внутри дворовых дорог; детских площадок; озеленение; ввести видеонаблюдение за безопасностью во дворе; сделать ограждения двора; исключить воровство и обеспечить безопасность нахождения детей во дворе и т.д. В результате будет заложена новая основа культуры украинцев не ниже европейских стран и США. ДОСМД также имеет функцию дальнейшего развития гражданского общества в конкретной местности. Все общественные организации, работающие на данной территории, ДОСМД создают Общественный парламент региона по имплементации законов Украины на местах, что позволит экономике региона эффективно работать на развитие, укреплять местное самоуправление и увеличить контроль народа за властью.

Кандидат экономических наук, С.В.Дроник



ОТЗЫВ
на основные положения экономической реформы А.Ломазова «Старт в будущее».


Важность и актуальность реформы определяется вызовами и задачами, стоящими перед Украиной в эпоху постиндустриального способа организации общества. Ограниченность природных ресурсов и уязвимость окружающей среды поставили предел развитию человеческого сообщества на старых принципах и подходах. Рассматриваемая модель реформирования экономических отношений в Украине является своевременным, актуальным и обоснованным ответом, обеспечивающим не только сохранение, но и развитие нашего государства. Предлагаемые изменения носят революционный характер и ранее нигде не использовались.

Автор справедливо отмечает, что приведение украинской финансово-экономической системы в соответствие со структурой экономики развитых стран и рекомендацией МВФ являются неприемлемыми для Украины в современных условиях, поскольку основываются на принципе расширенного воспроизводства и все возрастающем безудержном потреблении материальных и других ресурсов для получения прибыли.

Предлагается в основу новых экономических отношений положить принцип получения финансовых и других выгод всестороннюю экономию и постоянное снижение потребления всех видов ресурсов и, соответственно, уменьшение себестоимости товаров, работ, услуг.

Сущность этого подхода и механизмы его реализации достаточно полно раскрываются и обосновываются автором. Достигнута поставленная цель и предложены конкретные методики проведения необходимых преобразований в различных отраслях украинской экономики без дополнительных (что весьма важно) материальных финансовых и иных вложений на эти цели.

Показательно, что основные принципы и подходы к решению названной проблемы были апробированы и внедрены при непосредственном участии автора в одном из областных центров, и дали ощутимый положительный эффект, использованный на социальные цели.

Роль органов местного самоуправления в условиях реформы, неизмерно возрастает, они становятся непосредственно заинтересованными в получении положительного результата участниками и выгода получателями.

Получаемая в результате реформирования высвобождающиеся, сэкономленные финансовые и материальные ресурсы (автор называет их внутренними инвестициями) направляются как на дальнейшее совершенствование технологических процессов, так и на оптимальное удовлетворение потребностей населения регионов в качественных, постоянно дешевеющих товарах, работах, услугах.

Принципиально важным является возможность проведения предлагаемой реформы как в каждом отдельном регионе (громаде) по мере их готовности, так и в государстве в целом.

Реализация реформы запускается решением Президента через СНБОУ, поскольку все правовые и финансовые возможности имеются в наличии, что особенно важно, в условиях дефицита времени. Желательно лишь создание органа направляющего и координирующего ход проведения реформы. Например, высшего экономического совета при Президенте Украины.

В последующем новые экономические отношения будут самовоспроизводиться во все возрастающих объемах за счет экономии получаемой от использования всех видов ресурсов. Процесс станет необратимым.

Таким образом, предлагаемая реформа является единственным безальтернативным средством не только развития экономики, но и самого существования Украины.

к.э.н., доцент Ю. А. Василенко