Конкурс Музея Григория Сковороды: и я там был …
Судьба-затейница …
Прошлой осенью меня пригласили в фб группу ХНПУ імені Г.С. Сковороди. С радостью согласился на приглашение и, войдя, тут же натолкнулся на объявление о конкурсе идей по модернизации Музея Григория Сковороды при поддержке Благотворительного Фонда Дениса Парамонова:
«Paramonov Foundation:
Увага! Конкурс продовжується! Національний літературно-меморіальний музей Григорія Сковороди за підтримки Благодійного Фонду Дениса Парамонова проводить конкурс ідей з модернізації музейної експозиції.»
И призовой Фонд – 50 000 грн.
Все, кто меня знает, поймут, что для меня какие-то там 50 000 грн. при пенсии 2500 – это не те деньги, ради которых я бы забросил дело своей жизни – народовластие, и погряз в рутине конкурса Да еще понимая, что эти 50 000 наверняка изначально имеют своего конкретного адресата . Поэтому я поступил просто: прямо тут же под объявлением в фб вбросил идею сделать в Музее экспозицию, посвященную теме счастья, и снова занялся народовластием https://m.facebook.com/groups/1029347057130...p;__tn__=R%5D-R .
Но на этом все не закончилось. Не помню, как, но откликнулись представители Фонда, и посоветовали отнестись к этому делу серьезнее - связаться с Музеем и сделать все по уму. Связался с Музеем, и тут оказалось, что речь идет не о конкурсе идей, а о конкурсе эскизных проектов реэкспозиции Музея с кучей требований по изготовлению их в натуре:
«Всеукраїнський конкурс на створення ескізного проекту реекспозиції ОКЗ «Національний-літературно-меморіальний музей Г.С. Сковороди»»
Это уж совсем в мои планы не входило, поскольку не по силам вся эта материальная часть. И что еще умилило - участник конкурса в своей заявке должен предварительно согласиться с тем, что не возражает против использования музеем его проекта в случае, если он не выиграет приз (один на всех ).
В конце концов заявку-то с проектом «УКРАЇНА – ЩАСТЯ КРАЇНА» я подал, а материалы эскизов решил не подавать – и без меня там как-то обойдутся, главное – идея вброшена, хай овладевает массами .
Да не тут-то было. Недели за две до дедлайна (10 марта) звонят из Музея, интересуются, как идут дела. Через несколько дней еще … И тут меня осенило! Есть же у меня дочечка – умница-красавица, поднаторевшая делать презентации. Упросил ее выделить кроху времени в ее сверхплотном графике одновременного обучения в двух вузах и сделать мне 5 простеньких эскизов. Сделала оперативно эскизы вместе с подругой, присовокупил к ним пояснительную записку и строго 10 марта отправил на конкурс. Фух! И снова – за народовластие!
Результаты Конкурса обещано было обнародовать 20 марта – в Международный день счастья. Жду. Тишина. Жду. Стал их вызванивать, интересно ведь узнать – кто обладатель счастья .
Присылают протокол, из которого следует, что ни один из пяти проектов конкурса не преодолел 51% по 10-ти балльной системе, а поэтому счастье-приз никому не выдается!
И самое очаровательное, мой проект о счастье заслужил самый низкий рейтинг - 0 баллов!!! Все члены жюри дружно поставили моему проекту ноль! Не видать Украине Щастя!
Я в шоке! Звоню председателю Жюри, директору Музея Н.И. Мыцай, спрашиваю, чем же обусловлена нулевая оценка моего проекта. В ответ: Вы не предоставили эскизы, я ознакомилась только с вашей пояснительной запиской. ??? Пообещала разобраться. Дня через три на мой звонок ответила, что это она забыла, на самом деле были и мои эскизы … Но звучит в ее голосе при этом какая-то безнадега ...
В интернете нет никаких следов об этом Всеукраинском конкурсе, нет ничьих конкурсных работ, нет протокола …
Не буду комментировать, нет слов. Пусть каждый сам найдет нужные слова .
Для интересующихся разместил материалы конкурса на своей страничке портала «Диалоги» http://dialogs.in.ua/index.php?showtopic=525. Там к этому моему тексту прикреплены и можно скачать Положение о конкурсе, мой проект и протокол Жюри.
Вопрос – что делать дальше? Это же совершенно недопустимо так отмечать 300-летний юбилей нашего всемирно известного земляка.
Надо обязательно что-то предпринять и воспользоваться при этом тем, что 4 ноября прошлого года по инициативе кого-то из харьковчан (насколько я наслышан) была принята Постанова Верховної Ради України «Про відзначення 300-річчя від дня народження Григорія Савича Сковороди» https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/973-20#Text .
Но читаю я пояснительную записку к этой Постанове:
«Сковорода зробив істотний внесок у скарбницю вітчизняної культури. Він писав пісні і музику до них, вправно грав на кількох музичних інструментах, малював, а головне — створив численні літературні, і філософські твори. Основу літературної спадщини Г. Сковороди становлять два збірники, віршовий (“Сад божественних пісень”) і прозовий (“Басні Харківські”).
Його спадщина належить до визначних надбань вітчизняної прогресивної культури XVIII ст., а його ім'я зайняло помітне місце в ряду видатних діячів минулого, які збагатили філософську думку та художню літературу України. У свідомість сучасників та нащадків Сковорода постає як мандрівний філософ-вільнодумець, вчитель, який був передвісником нової епохи – епохи українського романтизму.»
Романтизм какой-то …
А вот как оценил еще в 1912 году значение Г. Сковороды российский религиозный философ В.Ф. Эрн в своем работе «Григорий Саввич Сковорода: Жизнь и учение» http://www.marsexx.ru/psychology/skovoroda...isanie.html#25:
«Природность Сковороды, его глубокая и благочестивая верность своей натуре украсила его духовный облик не только чертами творческой оригинальности и подлинного своеобразия, но и сделала его родоначальником русской философской мысли, духовным зачинателем и основоположником всех крупных последующих умственных течений в русском обществе.»
30 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление о возведении в Москве памятников выдающимся деятелям революции, науки и искусства. В пункте «Философы и ученые» значатся трое - и первым среди них был Г.С. Сковорода, затем М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев.
Высочайший уровень признания на всероссийском уровне!
Это уже потом каток марксистско-ленинской философии укатал все религиозное и не служащее идеям классовой борьбы на уничтожение.
Так кто же все-таки Григорий Саввич? – Предвестник эпохи украинского романтизма или родоначальник русской философской мысли, духовный зачинатель и основоположник всех крупных последующих умственных течений в русском обществе? Или и то, и другое?
Читаю труд В.Ф. Эрна о Г. Сковороде и понимаю, что-таки он прав в своей оценке.
Я вырос в России, на Дону. О Г. Сковороде впервые услышал, будучи уже в УССР, когда поступил учиться в ХАИ в 1971 году. Забавляла тогда меня его фамилия . И только в постсоветское время, когда и возраст, и сама жизнь заставили задуматься о смыслах человеческого бытия, я с неизбежностью пришел к Григорию Саввичу. И понял, что вся литературная классика, что изучалась мною в советской школе духом своим лежит в той духовной борозде, которую более 200 лет назад прокладывал именно он.
В.Ф. Эрн: «Значение Сковороды как родоначальника русской философской мысли не только огромно, но и показательно. В Сковороде проводится божественным плугом первая борозда, поднимается в первый раз дикий и вольный русский чернозем. И в этом черноземе, в этой земляной народной природе Сковороды мы с удивлением видим основные черты, характеризующие всю последующую русскую мысль. После него восстает ряд великих, гениальных творцов русской мысли.»
Считаю себя духовным потомком Г. Сковороды. Все его доминирующие идеи о счастье, любви, свободе, сродном труде (самореализации), взятые в системе, в целостности – это и мои идеи. И это - жизнеутверждающие идеи. И эти идеи верховенства духовного попираются сегодня пришедшим на нашу территорию западным потребительством, несущим за собой смерть. Западная Европа вымирает и замещается иммигрантами. Это общеизвестный факт, и то же самое происходит сейчас в Украине, втягиваемой «политиками» в западную модель. Любителям разговоров о гибридной войне скажу: выбирайте - по чью вы сторону фронта.
Постанова Верховної Ради України сугубо мемориальная. Там нет места Г.С. Сковороде, указывающему курс современной Украине. Поговорят об украинском романтизме, введут в оборот юбилейную монету, отпечатают серию почтовых марок и закроют вопрос до его следующего столетнего юбилея. А сами продолжат свою антисковородиновскую деятельность. И нет на сегодня в Украине ни одной политической силы или движения, которое бы взяло его имя на свое знамя. На знаменах либо К. Маркс, либо Т. Шевченко – символы классовой и национальной борьбы. Под этими знаменами можно прорваться во власть. А вот "развести" людей и попасть во власть на основе идей Г. Сковороды практически невозможно. Судите сами, он вместо борьбы призывает к согласию и любви, в то время как нынешняя политическая система построена на разобщении людей и противна идеям и духу Г. Сковороды.
Со всей очевидностью необходимо организовывать сковородиновское духовно-интеллектуальное движение, которое бы эволюционно преобразовывало государственность и всю нашу жизнь в соответствие идеям Г.С. Сковороды, сродным духу нашего народа. В этом спасение украинского народа, да и российского, да и белорусского тоже. И браться за это надо безотлагательно, благо, что Постанова подкреплена бюджетом и понуждает к активности:
«8. Рекомендувати Київській міській державній адміністрації, Київській міській раді, Київській обласній державній адміністрації, Київській обласній раді, Полтавській обласній державній адміністрації, Полтавській обласній раді, Харківській обласній державній адміністрації, Харківській обласній раді подати до організаційного комітету з підготовки та проведення заходів щодо відзначення на державному рівні 300-річчя з дня народження Григорія Сковороди пропозиції щодо вжиття відповідних заходів.»
Обращаюсь ко всем, в первую очередь, к харьковчанам, кто разделяет предложенные подходы по чествованию 300-летия Г.С. Сковороды, актуализирующие его творческое наследие, с призывом создать Общественный комитет «Григорий Сковорода – 300», который бы вошел в контакт с украинским, а также харьковским областным и городским руководством и сформировал бы совместный план действий по чествованию памяти Г.С. Сковороды. Полагая при этом, что деятельность комитета не завершится 3 декабря 2022 года, а только продолжится, и еще более напряженно. Очень рассчитываю на поддержку тех общественных структур, с которыми сотрудничаем уже не один год в направлении гармонизации общественных отношений: Асоціація «Духовно-інтелектуальний вибір», Рада наукової громадськості при Харківському Будинку вчених, Фонд розвитку науки та освіти «Інтелект», Рада Старійшин Харківщини, Громадянська Рада Харківщини, Народні Збори Харківщини и др. Причем особый упор сделал бы на Совете Старейшин Харьковщины, в рядах которого есть самые достойные кандидатуры для руководства комитетом, и, в первую очередь, - высокоуважаемый И.Ф. Прокопенко.
Єднаймося!
Марк Зобов
Председатель Ассоциации
«Духовно-интеллектуальный выбор»
+38 (095) 886-73-53, mark.zobov@gmail.com