Социалистическая геоформация –
Общество освобожденного социализма
Бондарь Алексей Леонтьевич
Введение
Размышляя о лучшем завтра, все мы сходимся на мысли о неудовлетворительности сегодняшнего состояния. Для одних оно просто неприемлемо, для других неприемлемо категорически. В любом случае это то, что нужно преодолеть. Поэтому в самом общем виде общество будущего можно обозначить терминами «нечто другое», «отличное от нынешнего», «лучшее», а более образно – «новый мир». Будем использовать их в качестве синонимов нашей искомой цели.
Проектировать и строить общество будущего невозможно без опоры на исторический опыт, поэтому историзм, в его самом широком научном толковании, должен стать неотъемлемым теоретическим фундаментом такого поиска. Будучи важнейшей слагаемой мировоззрения и отражением жизненного пути народов, он вбирает в себя бесценный опыт многих поколений, наработки общественной практики во всех ее слагаемых и проявлениях, механизмы действия общественных законов и многое другое незаменимое при разработке образа будущего. Сила этих знаний такова, что уже одно их правильное обобщение способно привести исследователя к искомому результату.
Стратегии общественного развития
Представим состязание моделей общественных устройств в виде реального противоборства идейно-политических стратегий общественного развития, применявшихся за последние полтораста лет. При этом феодальные и полуфеодальные системы, сохранявшиеся во многих странах до начала ХХ века мы рассматривать не будем. Они изжили себя еще до рассматриваемого периода.
С этой точки зрения нынешний системный кризис общества и человечества является следствием провала неолиберальной стратегии развития. Последняя выступает симбиозом традиционного буржуазного либерал-консерватизма с кейнсианством и социал-демократическим реформизмом, что тождественно провалу супермодернизированного капитализма.
Классический либерал-консервативный капитализм потерпел крах еще в первой половине ХХ века. Основными признаками его крушения стали: первая мировая война, породившая ряд антибуржуазных революций и мощное антикапиталистическое движение, Великая Октябрьская социалистическая революция, оторвавшая народы Российской империи от капиталистического мира, великая депрессия, вызвавшая экономическую стагнацию, голод с массовыми жертвами, общественные бедствия, перерастание капитализма в крайне реакционные идейно-политические состояния – в фашизм, нацизм, расизм, – вторая мировая война, погубившая более 55 миллионов человек, оторвавшая от капиталистического мира десяток стран, давшая толчок к распаду колониальной системы и новый импульс антикапиталистической борьбе.
К нашим дням стал также очевидным провал социал-демократической стратегии приспособления рабочего движения к капитализму и его усовершенствования – стратегии социал-демократического оппортунизма-реформизма. За 120 лет ее реализации на практике капитализм не был преобразован в социализм с помощью реформ. Обещания оппортунистов не выполнены. Более того, их модернизированный, «улучшенный» на социал-демократический лад капиталистический строй довел человечество до нынешнего всеохватывающего системного кризиса, до состояния абсолютной беспросветности и бесперспективности дальнейшего движения по этому пути. И дело не только в экономической стагнации, коронавирусной эпидемии, ужасающем расслоении общества-человечества, неустранимых язвах капитализма и прочих текущих бедствиях. Дело в главной проблеме современности. Модернизированный неолибералами, причесанный-припудренный социал-демократами, улучшенный капитализм породил ряд глобальных проблем и угроз, которые ставят человечество на край пропасти. При этом они неразрешимы в рамках капитализма, их не устранить с помощью буржуазных и реформистских методов.
На фоне этих провалов либерализма, либерал-консерватизма, неолиберализма, реформизма и оппортунизма, марксистская революционная стратегия выглядит намного презентабельнее. В советское время нас приучили относиться к марксизму как к цельному непротиворечивому учению, давшему на практике однозначные результаты. На самом деле это не так. Уже тогда были видны неоднозначности, проявлявшиеся в различных моделях социализма – советском, китайском, югославском, северокорейском, албанском. Если же говорить в целом, то воплощенный в жизнь марксистский революционный путь породил три типа общественных устройств: промежуточный (гибридный, нэповский), социалистический и околокоммунистический. Собственно коммунистический строй создан не был, но программу его строительства в СССР приняли, что позволяет говорить о попытке реализации коммунистической стратегии.
Каковы результаты испытания марксистских моделей практикой?
Сквозной, доходящий до полного воплощения марксизм оказался практически непригоден. Его коммунистическая стратегия с треском провалилась. В 60-80-е годы в СССР создали особую, отличную от подлинно социалистической систему – недокоммунистическую. С начала 70-х годов она ввергла страну в полосу застоя, застой медленно перерос в кризис, из которого коммунисты не смогли найти достойного выхода и довели дело до советской катастрофы. Социализм был разрушен коммунистическими экспериментами, бестолковостью, оппортунизмом, а затем продажностью партийных вождей.
В наши дни наибольшую живучесть показала стратегия китайского неонэпа. Она не просто держится на плаву, но демонстрирует локальные успехи на национальном уровне и явно превосходит все варианты либеральной, неолиберальной, консервативной и социал-демократической стратегий. Промежуточный строй оказался предпочтительнее строя капиталистического. Что было доказано практически еще в 20-е годы прошлого века, а теперь подтверждается снова.
Следует ли из этого, что нэповский осколок революционного марксизма наиболее приемлем для человечества? Нет, не следует. Нэп – это промежуточный между капитализмом и социализмом строй, а переходные состояния не могут быть устойчивыми. Нужно также помнить, что если общество не движется по пути социального прогресса, то в нем накапливаются скрытые деградационные процессы, которые неизбежно приведут его к откату назад. Без перехода к социализму неонэп окажется не ступенькой в движении вперед, а всего лишь предтечей капиталистической реставрации. Да и советская практика 30-50-х годов доказывает преимущества социализма перед нэпом. В отмеченный период социалистическая система была не просто успешной, но сверхуспешной, продемонстрировала выдающиеся результаты.
Таким образом, вывод из исторического опыта сопоставления стратегий напрашивается сам собой: единственно приемлемой для современного человечества является социалистическая стратегия. Но… не марксистская, а преобразованная, основанная на новом теоретическом базисе. Чтобы в этом досконально разобраться, необходимо опереться на строго научную методологию.
Принципы социализма
Научную идентификацию общества будущего нужно начинать с формирования его основополагающих принципов. Чем же является социализм с этой точки зрения? Перечислим по пунктам.
1. Исходным для нового мира выступает принцип естественного равенства людей. Он соединяет в себе равенство всех во вселенской бытийности, равенство перед вечностью, равенство по праву рождения, равенство в праве на жизнь и самореализацию в жизни. Все это дано человеку природой, а потому должно быть обеспечено и гарантировано обществом.
2. Однако в той же природе действует противоположный принцип – принцип естественного неравенства между людьми/социумами. Он проявляет себя в форме неравенства физических и умственных способностей, талантов, организационных способностей, приобретенного опыта, разности традиций и, как следствие, неравенства социумов. Это неравенство порождает различие социальных статусов людей, неравенство их материального положения, различие между социальными группами, слоями, классами, территориальными объединениями, государствами. Упразднить это неравенство директивным способом невозможно в силу того, что оно воспроизводится естественным образом – вследствие неустранимости деятельного начала, неустранимости движения природы, общества и человека, необходимости их развития, удовлетворения естественных и приобретенных потребностей, неизбежности борьбы за такое удовлетворение, усиления означенной борьбы противостояниями честолюбий и эгоизмов и т.д. Отсюда проистекает положительный принцип социализма: социалистическое общество обязано учитывать действие принципа естественного неравенства таким образом, чтобы оно не порождало социального неравенства между людьми.
3. Поскольку мы столкнулись с конфликтом естественных прав, то встает потребность его разрешения. В антагонистических формациях этот конфликт разрешался с помощью арсенала выработанных естественным образом дикарских и варварских средств – с помощью насилия, физического и духовного порабощения, лжи, обмана, подкупа, войн и других сходных средств. Эти средства господствуют и в условиях капиталистической формации. Задача социализма состоит в том, чтобы преодолеть эту дикарско-варварскую ступень эволюции и вывести общество на цивилизованную ступень развития, на ту ступень, в условиях которой станет возможным цивилизованное разрешение конфликта естественных прав, всех антагонизмов и противоречий. Отсюда и принцип – социализм должен основываться на борьбе за преодоление варварства и выход на цивилизованную ступень развития.
4. Требование цивилизованной реализации естественного равенства должно гармонически соединяться с индивидуальным/коллективным вкладом людей в общественное дело. Воплотить в жизнь эту гармонию можно с помощью принципа справедливости во всей полноте и всесторонности его общественных проявлений. Поскольку речь идет о действенном способе решения общественных проблем, то названный принцип следует признать стержневым для социализма.
5. На основе принципа справедливости произрастает принцип справедливой законности. Государство должно быть не просто формально правовым, но основанным на справедливом праве, гарантировать которое должны добросовестные (=справедливые) исполнители законов.
6. Из положения о естественном равенстве людей проистекает принцип равенства всех членов общества в их доступе к природным богатствам. Члены общества должны иметь равные права на ископаемые, природные ресурсы, равный доступ к природным зонам отдыха и т.д.
7. Социализм должен основываться на принципе равного доступа всех членов общества к культурным, научным, материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями, за вычетом тех ценностей и прав, которые достаются гражданам по праву наследования.
8. Социализм основывается на принципе гражданского равенства для всех членов общества. Он предполагает равенство прав и правовых возможностей, а также равенство стартовых положений для физического, умственного, духовного, культурного, профессионального развития личности независимо от ее материальных, административных, интеллектуальных возможностей. Сюда же относится равенство доступа к базовым потребностям человека в знаниях, медицинском обслуживании.
9. Что касается доступа к материальным благам, размеров вознаграждений, мер почета и уважения, то при социализме они должны увязываться с размерами трудового, интеллектуального, культурного или ратного вклада человека в общественное дело, с принесенной обществу пользой. При социализме нужно полагаться на принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду».
10. Борьба за преодоление всех форм социального гнета и эксплуатации человека человеком. Идеальный вариант – полное уничтожение эксплуатации, но в силу недостижимости идеала, мы должны вести речь о борьбе за приближение к нему.
11. Чтобы реализовать все названные принципы на практике, общество нужно избавить от частной собственности на средства производства. Из чего следует еще один фундаментальный принцип социализма: социализм должен быть основан на общественной (в идеале – на общенародной) собственности на средства производства.
12. То же самое касается очистки социализма от всех прочих скверн капитализма – от буржуазного государства, буржуазного чиновничьего аппарата, капиталистических силовых структур, от класса буржуазии в целом. Без такого очищения социализм невозможен.
13. Поскольку все классово-эксплуататорские устройства общества расходятся с принципами пунктов 1-12, то из этого следует, что социализм должен быть строем альтернативным этим общественным системам. Другими словами, социализм – это альтернативный рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациям общественный строй. В силу того, что первые две формации уже преодолены исторически, на сегодня актуальным остается принцип альтернативности социализма капитализму. Социализм несовместим с капитализмом, социализм не есть разновидностью капитализма.
14. Поскольку социализм несовместим с капитализмом, а живем мы в условиях последнего, то социализм должен наступить после капитализма. Чтобы построить социализм, нужно преодолеть капитализм. Из чего следует очередной принцип: социализм является посткапиталистическим общественным строем. Осознание принципов 11-14 крайне важно в целях опровержения идейных платформ социал-демократического реформизма, оппортунизма, «евросоциализма».
15. Для социализма необходимо преодоление буржуазного мировоззрения, буржуазной лженауки, буржуазной плутовской философии. Невозможно развивать социалистическую теорию на основе буржуазной имитации научной деятельности, на основе буржуазного интеллектуального мошенничества и плутовства. Без теории научного социализма не может быть научного мировоззрения, без научного мировоззрения невозможно формирование социалистического общественного сознания, а без последнего не может быть устойчивого социалистического строя. Для всего этого необходим подлинно научный фундамент. Из чего следует принцип-закон: социализм возможен только на научно-теоретической основе и на основе научного мировоззрения.
Принципы социализма не ограничиваются названными положениями. Но уже их достаточно для однозначной идентификации социалистического строя. Они позволяют устранить путаницу, бушующую в трактовках социализма и четко отмежевать его как от капитализма, так и от коммунизма. Конкретные очертания образа будущего зависимы от названных принципов, от теории в целом и прямо проистекают из них.
Социалистическая геоформация
Будущее общество – Общество освобожденного социализма. Освобожденного в первую очередь идейно, освобожденного от всей совокупности извращенных представлений о новом мире и от искажений собственно социализма. За идейным освобождением должно наступить освобождение политическое. Необходимо избавить антикапиталистическое движение от доминирования фальшивых политических сил, разглагольствующих о борьбе за социализм, но по сути являющихся не социалистическими – от коммунистов, реформистов, оппортунистов, анархистов и им подобных. Наконец, необходимо освободить общество от доминирования несоциалистических партий в период строительства социализма. Нелепа сама ситуация, когда социализм строят коммунисты и они же гегемонят в социалистическом обществе.
Социалистическая геоформация – теоретическое видение принципиально отличных от всех существовавших до сих пор общественного строя и системы международных отношений. Источником новизны служат научные разработки, в том числе социософские. Среди последних можно выделить упомянутые ранее теоретические находки, результаты испытания практикой идейно-политических стратегий, объективные, научно обоснованные принципы социализма, выведенные из них и из практики общие очертания прогнозируемой модели социализма и др.
Духовность
Без духовной составляющей человек перестанет быть человеком и превратится в разновидность животного или в биоробот, из чего следует, что духовное неустранимо из жизни человеческого общества.
Учитывая этот закон (назовем его законом неотчуждаемости духа) и закон нарастания роли сознания в истории, естественным образом возникает требование недопустимости подавления-попрания идеальной сферы общественной жизнедеятельности. Материя тоже неотчуждаема? Да, но из этого не следует разумность третирования идеализма, ставшего мировоззренческим кредо марксизма.
Материальная сфера жизнедеятельности первична в плане происхождения и жизнеобеспечения, она породила дух, но производительные силы являются вторичными по отношению к мышлению, прозрению, зависимы от новых технических, технологических, организационных наработок. Прогрессивные изменения в идеологии, праве, общественном строительстве, этике, морали, культуре также зависимы от качества мышления и научно-теоретических разработок. Здоровая духовность невозможна на основе произвольной, иллюзорной, лживой информации.
Стало быть, качество материальной и духовной жизни, направления и темпы социального развития более всего зависимы от моральной силы, доброй воли, качества науки, всего того, что вмещает в себе здоровый идеализм. А если так, то подавление его в угоду материализму (догматизму, меркантилизму, эгоизму, мамонизму) расходится с объективными потребностями общества, идет вразрез с его интересами, с задачами развития. Вывод: потребности общественной жизни требуют не противопоставления материи духу, а гармонизации их отношений и объективного учета роли каждой из них.
Социальная и экономическая сферы
Их основы заложены в принципах социализма, исходя из которых должны разворачиваться модели построения экономики и социально-правовой защиты личности. Историческая миссия социализма состоит в том, чтобы избавиться от варварских капиталистических отношений (социального неравенства, несправедливости, эксплуатации, угнетения, беззакония, купи-продажности, деморализации, бездуховности, несправедливой законности и других), не подавив при этом стимулов к труду и не породив нового антагонистического расслоения общества. Задачи эти решаются с помощью постановки всех граждан в равные условия по отношению к средствам производства, непрерывного мониторинга вновь возникающих общественных проблем и их открытого демократического разрешения, создания реальных механизмов справедливого (но не уравнительного) распределения и т.д.
Политическая система
Она формируется исходя из конкретных потребностей общества на данный исторический период и не может оставаться кондово-неизменной, как советский политический строй. Если капитализм – строй для господствующего меньшинства, то социализм должен стать строем для большинства. Но не для всех. Недопустимо, чтобы он превращался в строй для воров, грабителей, мошенников, эксплуататоров, аферистов. При социализме необходимо учитывать потребности подавления всякой возможности капиталистической реставрации, из чего следует необходимость классового подхода к политическому строительству. В то же время классовость не должна перерастать в кастовость.
Исходя из этих условий, вырисовываются следующие очертания политической системы. Формирование власти происходит на открытых всеобщих выборах с участием нескольких (но не множества) партий. Вариант – наличие Социалистической и Коммунистической партий. Институт президентства отсутствует, роль главы государства выполняет председатель парламента. Происходит усиление органов народного контроля, как за экономикой, так и за политикой. Такая система будет демократичнее лицемерной буржуазной демократии, в которой власть покупается как на базаре, за деньги, а над общественным сознанием господствует не правда, а рекламный популизм.
В децимаформационной теории будущее человечества представлено тремя ступенями эры цивилизации, которые соответствуют трем стадиям социалистической геоформации. Не нужно также забывать о переходных и промежуточной фазах между капитализмом и социализмом, а также о гипотетической эре постцивилизации. На каждой из этих стадий развития общество будет решать специфические комплексы задач, а потому его политическая, экономическая, социальная, духовная, культурная, военная, природоохранная системы будут меняться. Все эти изменения можно прогнозировать и предвосхищать силой научной мысли. Но чтобы это делать, нужно утвердить приоритет науки и направить общество по пути научно обоснованного развития, для чего необходимо решить комплекс революционных задач. Они тесно сплетены с нашей темой, но все же выходят за ее рамки, а потому остановимся на сказанном.
Словарь
Дух – продукт сложного психо-интеллектуального соединения культурного наследия человечества с текущим сознанием, мышлением, творчеством, моралью, волей, идейной и чувственной сферами жизнедеятельности личности/социума.
Истина – «соответствие знания предмету познания, субъективного видения объективному положению вещей. Истина относится к гносеологическим категориям, выступает главным ин¬струментом подтверждения тождества между мышлением и бытием и является характеристикой знания» («Социософия», с.457).
Главная проблема современности – комплексная сверхзадача, состоящая в нахождении правильных теоретических решений и в практическом разрешении всех тех проблем, которые порождают глобальные угрозы, социальные и мировые антагонизмы. Это не сама по себе проблема выживания человечества, а задача поиска того, что выживание обеспечит – проблема созидания нового строя-порядка, сводящаяся к комплексу задач по его социо-философскому осмыслению, научной разработке, идеологическому обоснованию, политическому планированию, установлению, укоренению и т.д.
Социализм – приходящий на смену капитализму, основанный на научном мировоззрении (научных социологической теории, философии, идеологии, общественном сознании), на общественной собственности на средства производства, справедливом распределении по результатам труда социальный строй, власть в котором принадлежит передовому классу общества во главе с прогрессивной политической силой, руководствующейся в своей деятельности принципами социализма, строй, в условиях которого утвердились альтернативные капиталистическим общественные отношения.
Реформизм – массовое течение в рабочем движении, ориентирующее трудящихся на сотрудничество с буржуазией, на приспособление к капитализму, его реформирование и постепенное преобразование в социализм (последнее выступает не более чем лживым обещанием). В самом общем виде реформисты – это те, кто роет могилу человечеству, прикрываясь красивыми лозунгами и гуманными, по звучанию, целями. Реформизм – синоним изощренного обмана и циничного убийства. Политически он представлен социал-демократическими и «социалистическими», по названию, партиями. В наше время на реформистские позиции перешла и большая часть коммунистических партий.
Евро«социализм» – ряд развитых капиталистических систем с высоким уровнем жизни и стандартами социального обеспечения, выдаваемых реформистами за социалистические.
Евро«социалисты» – находящиеся на службе у класса буржуазии социалдемократы-реформисты, улучшатели капитализма.
Примечание. В заглавии первое название – теоретическое, второе – идеологическое.