Концепция желаемого социального устройства
(подготовлена по материалам проекта
Национальной идеологии России)
Составитель Г.Н. Мезенцев
Введение
(подготовлена по материалам проекта
Национальной идеологии России)
Составитель Г.Н. Мезенцев
Введение
Предлагаемая концепция направлена на реализацию социального идеала, высшей целью которого является создание благоприятных условий для главного в жизни каждого человека – осуществления своих духовных желаний и потребностей. Высшей степенью удовлетворенности от реализации духовных желаний может стать состояние счастья.
Концепция исходит из представлений о том, что различные сферы общества образуют иерархию, в которой управление поведением всей иерархии как целого осуществляет самое верхнее системообразующее звено. К основным сферам общества относятся (от высшей к низшей): духовная сфера личности, культура, социальная, политическая, экономическая, технологическая и экологическая сферы. Нижестоящие сфера является источником возможностей для вышестоящих. Такой подход позволяет расставить приоритеты в развитии каждой общественной сферы.
Концепция также исходит из существования трех основных типов социальных субъектов: личности, общества и государства, каждый из которых имеет свои цели, ценности и интересы, но при этом может существовать только в единстве друг с другом. Главный среди них субъект - личность со своими духовными потребностями, а два других – необходимы для создания условий реализации этих потребностей и разумного комфортного жизнеобеспечения. В концепции представлено устройство социума, в котором цели и ценности указанных субъектов гармонично сочетаются и являются основой для формирования духовно счастливой личности, свободного и справедливого общества, эффективного и сильного государства, солидарного человечества и единения с природой.
Концепция исходит из неприемлемости разделения людей на нанимателей и нанимаемых, когда последние фактически являются средством для достижения интересов первых, что совершенно не приемлемо ни с каких точек зрения. Материальной основой такого разделения, приводящей к недопустимой эксплуатации человека человеком, является частная собственность на средства производства. Предлагается перевести последние и природные ресурсы в общественную собственность с предоставлением коллективу работников прав общего руководства производством, выбора администрации и участия в распределении доходов. Исключение превращения общенародной собственности в собственность чиновников, обеспечивается проведением общероссийских референдумов по основным вопросам ее владения.
Предлагается упразднить на государственном уровне деятельность партий (беспартийность Госдумы), показавших в современную эпоху на этом уровне свою неэффективность, и реализовать прямое доведение до власти воли граждан через принятие на референдуме Национальной идеологии России. На общественном уровне деятельность партий остается как фактор формирования общественного мнения. Партийная структура власти показала свою неэффективность и в СССР: в условиях декларируемого народовластия партия переродилась в бюрократию.
Концепция содержит долгосрочные цели, ряд которых может быть достигнут только поэтапно. В связи с этим, концепция, в случае ее реализации, дополняется Стратегией поэтапного развития, предусматривающей переход к следующему этапу только после выполнения предыдущего, служащего базой проведения последующего.
Рассмотрим предлагаемое устройство основных общественных сфер.
Духовная сфера личности
Личность - это сформированный обществом, но имеющий самостоятельность субъект, обладающий свободным волеизлиянием и духовной целостностью.
Духовность личности – это стремления и деятельность, непосредственно не связанные с необходимыми материальными потребностями. Под духовными человеческими потребностями понимаются любые, не противоречащие жизни общества стремления: самореализация через творчество, какая либо профессиональная деятельность, желаемая не ради денег (врач, учитель и т.д.), жизнь, посвященная детям, страсть к науке, путешествиям, спорту, общественной активности или просто созерцание жизни. Необходимым условием существования личности является соблюдение норм общества и государства, с которыми он связан моральными и правовыми отношениями. В обществе, в котором не требуется большое количество общественно полезной деятельности, а прогресс к этому и ведет, индивидуальные духовные потребности приобретают все большее значение.
В условиях гармонично устроенного общества формируются следующие основные характеристики личности: стремление к духовным чувствам (любви, дружбе, состраданию и т. д.), личное достоинство, независимость взглядов (в религии, мировоззрении, общественных вопросах), национальная самоидентификация, противодействие манипулированию, стремление к взаимопониманию с другими людьми, выполнение долга перед людьми, обществом, государством; принятие нравственной и гражданской позиций выше служебной.
Культурная сфера
Культура и ее ценности - область реализации духовных стремлений человека и основа самобытных цивилизационных сообществ. В связи с тем, что культура является вышестоящей общественной сферой по отношению к политической, предлагается перераспределить полномочия между ними путем создания органов, наделенных полномочиями по реализации приоритетности культурно-цивилизационного подхода.
Россия по цивилизационной идентичности - часть восточнославянской цивилизации, в основе которой лежат русская культура и язык, формирующие ее национальное единство, территориальную и культурную целостности. Единство России также строиться на сохранении многонационального культурного наследия народов России, связанных общностью исторических судеб.
В рамках проводимой культурной политики должно поддерживаться развитие новых форм национально-культурных традиций и оказываться противодействие негативным тенденциям (разрушение института семьи, издержки массовой культуры, манипулирование общественным мнением).
Для обеспечения образовательного равенства, способствующего выравниванию уровня духовных потребностей и расширению возможностей их реализации, предлагается ввести обязательное высшее непрофессиональное образование.
В условиях грядущего кардинального сокращения объема вынужденного труда и замещения его свободной духовной деятельностью система воспитания и образования должны способствовать развитию навыков по выявлению своих духовных потребностей и нахождению путей их реализации.
Национально-этническая сфера
Национальная политика страны направлена на свободное национально-культурное самоопределение народов с целью сохранения самобытных этнических культур, составляющих этнокультурное многообразие России.
На уровне самих народов, имеющих объективные интересы «по родству», оправдано наличие положительного этнического национализма, понимаемого как любовь к своему народу, отстаивание его достоинства, контроль за соблюдением его ценностей и интересов при уважительном и солидарном отношении к другим народам. Государство, со своей стороны, устанавливает допустимые рамки проявления этнического национализма, налагающие запрет на образование националистических партий, претендующих на власти в государстве.
Практика показала, что административное выделение этнических образований с титульными народами приводит к вытеснению из органов власти, бизнеса и культуры представителей других народов, что напрямую ущемляет их права и угрожает территориальной целостности страны. Для устранения последствий такого положения дел предлагается постепенное преобразование государственного устройства в унитарное с образованием в местах компактного проживания какого-либо народа национально-территориальных автономий с целью сохранения его самобытности, этнической культуры, языка, обычаев, традиционного образа жизни.
Предлагается также постепенное установление на федеральном, региональном и местном уровнях пропорционального представительства народов во всех ветвях власти, бизнесе и культуре для обеспечения в обществе национально-социального согласия и равноправия. Должно поддерживаться демографическое сохранение народов, имеющих тенденцию к сокращению численности.
Социальная сфера
Наиболее желаемая социальная характеристика - социальная справедливость, возможная в обществе с социально-экономической демократией, дополняющей право гарантиями разумного социально-экономического равенства. Социально справедливое общество возможно только в условиях отсутствия эксплуатации человека человеком и государством, достигаемого преобразованиями в политической и экономической сферах (см. дальше).
Установление социально справедливых отношений приведет к распространению гуманистических ценностей, выравнивающих отношения между не равными от природы или в социальном плане людьми.
Предлагается проведение постепенного перехода от социального государства с социальной защитой населения, к государству благосостояния, реализующего политику обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, достижения им желаемых духовных жизненных целей. Основой этого перехода является гарантированное бесплатное образование, лечение, жилье и его эксплуатация, общественный транспорт, связь, посещения учреждений культуры и спорта.
Должна быть введена более высокая оплата труда профессиональных специалистов высших квалификаций по сравнению с административными работниками. Должна оказываться поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, проводиться обеспечение молодых семей жильем.
В плане обеспечения здоровья предлагается создание приоритетного направления в науке и производстве по разработке, выпуску и широкому внедрению доступных для каждого средств продления жизни человека в активной ее форме.
Политико-государственная сфера
Для достижения провозглашаемых целей построения желаемого общества предлагается установление народовластия – принятия народа в качестве реального высшего политического субъекта, реализующего свою волю через выборы, референдумы, местное самоуправление, институт присяжных, общественные палаты и представительство во власти в виде законодательного органа.
Предлагается формирование власти на беспартийной основе, в том числе, депутатского корпуса, с выбором направления развития страны на референдуме через принятие Национальной идеологии России и проведения ее в жизнь через законодательную деятельность Госдумы. В тоже время на уровне личности и общества должны быть гарантированы политическая свобода и плюрализм, отражающие многообразие позиций политических сил.
Избирателю должно быть предоставлено право выбора формы голосования (тайной или открытой) с постепенным переходом на полностью открытое голосование, являющееся признаком реально свободного общества с реальным контроль за результатами выборов. Открытое голосование станет возможным при приходе к руководству предприятий и организаций их коллективов (см. экономико-производственную сферу), исключающим давление администрации на выбор избирателя.
Должно быть обеспечено участие граждан в управлении страной в части целеполагания, контроля за результатом, а также решений о снятии недобросовестных чиновников. Должны быть также обеспечены взаимосогласованные отношения между правами и обязанностями, свободой и порядком, взаимоувязаны ограничения прав личности, общества и государства, направленные на их сбалансированное развитие.
Должна поощряться общественная активность в части выдвижения предложений по совершенствованию общественных и государственных институтов и отношений.
Предлагается ввести принцип максимизации местного управления (субсидиарности), по которому местные власти берут на себя максимальную ответственность за жизнеобеспечение своих территорий, а «наверх» передают только те проблемы, которые не решаются на местах.
Предлагается также проводить развитие общества в направлении самоуправления с соответствующим уменьшением функций и численного состава исполнительной власти с передачей части ее функций негосударственным организациям с сохранением контроля за их исполнением.
Предлагается создать механизмы мотивации деятельности органов власти, направленные на эффективность достижения конечного результата, путем введения прямой зависимости заработной платы госслужащих от уровня выполнения соответствующих контрольных показателей и средней зарплаты граждан, а также введения ответственности за ненадлежащее выполнение своих функций.
Структура власти должна исключать возможность совершения ее высшим руководством измены и нарушения базовых интересов страны (территориальной целостности, безопасности и т.п.).
Должны обеспечиваться защита суверенитета и территориальной целостности страны, создание оборонного потенциала, исключающего любые формы агрессии, а также защита интересов страны на всей территории Земли и в космическом пространстве.
Предлагается следующий вариант государственного устройства:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Граждане страны избирают Верховный и Государственный Советы. Решениями народа, имеющими законодательную силу, являются результаты общероссийских референдумов.
Верховный Совет состоит из двух палат: Совета Народов и Государственной Думы. Совет Народов формируется из представителей всех народов России и представляет их национальные интересы. Государственная Дума формируется по территориальному принципу.
В перспективе, когда это не будет являться фактором ослабления России, в целях упразднения дублирования друг друга двух многофункциональных высших органов управления: администрации президента и аппарата правительства и освобождения президента как главы государства от фактических обязанностей исполнительной власти, предлагается сосредоточить полноту исполнительной власти и ответственность за внешнюю и внутреннюю политику в ведении премьер министра, оставив президенту подписание законов, назначение и освобождение от должности высших лиц государства и аккредитацию дипломатов.
Президент и премьер министр избираются Верховным и Государственным Советами. Премьер министр является Председателем Госсовета и Главой правительства. Верховный Совет по представлению премьер министра утверждает правительство и избирает высших должностных лиц судебной власти.
Верховный и Государственный Советы не являются постоянными органами и синхронно собираются на сессии 4 раза в год на 3 дня. В промежуток между сессиями постоянно действуют Счетная палата и комиссии Совета Народов и Государственной Думы, образованные из их депутатов, для подготовки законопроектов и предложений для сессий. Государственный Совет согласовывает основные направления внутренней и внешней политики, объявляет войну и введение военного положения.
Экономико-производственная сфера
Для реализации в полном объеме принципа народовластия предлагается передать землю, природные ресурсы, средств производства, инфраструктуру и прочую собственность страны в коллективную собственность народа с последующей передачей органам государственной и муниципальной власти в оперативное управление ресурсов, обеспечивающих выполнение соответствующих функций; остальных ресурсов – в коллективную собственность трудовых коллективов. Далее государственные и муниципальные органы передают средства производства, обслуживаемые трудовыми коллективами, в их хозяйственное ведение. Соответствующие действия по реализации интересов народа как собственника от его имени осуществляются Госдумой.
Разрешается наличие личной и семейной производственной собственности, не связанной с привлечением наемных работников.
Трудовым коллективам предоставляются права в общем управлении, распределении дохода и установлении оплаты (в том числе, руководителю) в соответствии с качеством и квалификацией труда. Минимально получаемый работником доход должен определяться государством и быть не менее прожиточного оптимума (а не минимума!), достаточного для достойной жизни.
Предлагается развивать социально ориентированную экономику, мотивированную не максимизацией прибыли, а обеспечением качественной продукцией, путем замены стихийной конкуренции солидарностью и взаимопомощью с поощрения создания эффективной продукции.
Предлагается также внедрить планирования экономической деятельности на базе использования цифровых технологий и искусственного интеллекта и перейти к планированию в натуральных показателях.
Должна быть проведена постепенная замена налогов и сборов целевой контролируемой эмиссией в целях оздоровления социального климата общества; осуществлен переход к беспроцентному кредитованию через казначейство, а также отмена наличных и введение электронных денег с контролем соответствия заработанных и потраченных средств для сокращения коррупцию и искоренения криминальной деятельности.
Основной поток экономической деятельности должен быть направлен не во вне, а внутрь страны с целью обеспечения ее самодостаточности, сбережения ресурсов и безопасности; наполнение экспорта должно обеспечиваться продажей услуг и лицензированных технологий. Должна быть обеспечена разумная самодостаточность регионов в производстве, сфере услуг, наличии кадров, занятости, культурном и личностном развитии.
Должен быть проведен переход на новый принцип обеспечения людей средствами существования, учитывающий сокращение объема необходимого общественно полезного труда и не связанный жестко с оплатой за труд: получение пожизненного безусловного оптимального дохода.
Предлагается предоставлять на безвозмездной основе в пожизненное пользование земельные участки площадью от одного гектара на всей территории страны без права продажи и передачи, с правом наследования и возвращения в общенациональный фонд.
Должен проводиться всесторонний контроль в области безопасности при внедрении результатов технологического прогресса (генной инженерии, искусственного интеллекта и т.п.).
Экологическая сфера
Для экономии ресурсов и их сохранения для грядущих поколений должен быть проведен перевод режима работы большей части производств «на заказ», а также увеличены сроки эксплуатации производимой продукции.
Должен быть усилен контроль за проведением природоохранительных мероприятий и обеспечиваться минимизация ущерба природе в сферах производственной и иной деятельности.
Должно обеспечиваться создание необходимых ресурсов и изменение нормативов строительного проектирования в связи с ростом количества природных стихийных бедствий, а также приниматься активное участие в проведении мероприятий по проблеме стабилизации климата.
Международная сфера
В международной области должны использоваться политические, военные, дипломатические, экономические и культурные инструменты для продвижения национальных интересов и установления справедливых международных отношений.
В международные организации должны передаваться только те функции, которые не могут быть выполнены на национальном уровне. Должен обеспечиваться приоритет положений Конституции при принятии международных обязательств.
При формировании международной политики необходимо основываться на представлениях о единстве фундаментальных ценностей локальных цивилизаций, и понимании того, что природа их самобытности вызвана различием форм и способов реализации ценностей и степенью их воплощения. В связи с этим инициировать продвижение приоритета цивилизационного подхода над политическим в деятельности ООН и создание в ее рамках Совета Цивилизаций, равноуровнего с Советом Безопасности, принимая за основу положения резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями».
Во внешней политике необходимо содействовать реализации идеи коллективной безопасности в рамках ООН. Предлагается провести разработку и предложить международному сообществу принципы общечеловеческого управления в поствоенном будущем с упразднением армий – главным условием возможности осуществления реального мира.
Необходимо создавать привлекательный образ России как ведущей мировой державы со своим проектом нового справедливого мирового порядка.
Предлагается выступить с международной инициативой по разработке принципов добычи космических ресурсов и космической колонизации, имеющей целью повышение живучести человеческой цивилизации.