Концепция построения Общества будущего
«Социализм самосовершенствования»


Авторы:
Научная часть – Фомин Э. В.
Концептуальная часть – Фомин Э. В., Плахина Е. Ф., Корнеева Л. С., Мажоров А. С., Янченко Р.А. (участники Открытой народной группы «Создание Народного института развития»)

1. Вводная (научная) часть
Целеполагание Общества может быть основано только на основе научных знаний. Научно-методологическая основа Социализма самосовершенствования - Общий системный подход (ОСП), его методологическая структурно-функциональная и процессная модель системы. Эта модель наддисциплинарная, получена в результате синтеза достаточно общих законов организации и функционирования природы, исследованных в естественных науках, в направлениях системного подхода и в других исследованиях [10, 14, 15].

ОСП является мето-онтологией, поскольку даёт описание сущего, как бесконечной, безвременной, нематериально-материальной системы, которая находится в непрерывном процессе своего движения, саморегулирования, самоадаптации и самосовершенствования.

ОСП доказывает, что перспективу расширения, развития и условно сказать процветания имеют только системы самосовершенствующегося типа. Остальные типы систем рано или поздно устаревают, становятся неадекватными и прекращают своё существование.

В человеке от рождения заложена способность к коллективной методологической рефлексивной мыследеятельности, благодаря этому, общество стремится к самосовершенствующейся системе. Это доказывается тем, что функции быстрой, медленной и методологической рефлексивной мыследеятельности человека соответствуют функциям в природе отвечающих за саморегулирование, самоадаптацию и самосовершенствование. Наиболее эффективная модель коллективной рефлексивной мыследеятельности, исследованной в СМД-методологии, соответствует модели самосовершенствующейся системы.

Это доказывает, что законы организации и функционирования природы можно применять к обществу.

ОСП предъявляет к обществу следующие требования:
 Справедливо то, что соответствует общим законам организации и функционирования в природе.
 Общество должно развивать как духовно, так и материально. Уровень духовности человека или общества зависит от соответствия законов их жизни законам организации и функционирования природы. Уровень материального развития зависит от возможностей данного технологического уклада осуществлять бесконфликтное сосуществование с окружающей природой и природой человека.
 Эксплуатация методологической рефлексивной мыследеятельности человека недопустима, так как это ведёт к деградации человека и затем общества.
 Способность осуществлять методологическую рефлексивную мыследеятельность выделяет человека из животного мира и ставит его в ряд сотворцов в природе и с сущим. Поэтому, задача общества воспитать каждого члена общества, как потенциального сотворца. Для этого общество должно обеспечить каждого человека должным уровнем знаний, обеспечить справедливое вознаграждение за его труд, поддержать его здоровье, культуру и духовность.
 Человек кроме личных целей обязан в меру своих способностей реализовывать общественные цели, то есть принимать участие в коллективной рефлексивной мыследеятельности в отношении различных сфер и всего общества.
 Общество саморегулируется, самоадаптируется и самосовершенствуется за счёт системы коллективного принятия решений – Государства.
 При самосовершенствовании человека и общества требуется учитывать причинно-следственные связи, положительный и отрицательный опыт, современные научные знания.

Исследование общества с позиции ОСП показало, что рабовладельческий, феодальный, социалистический, коммунистический, капиталистический и прочие политэкономические модели соответствовали кибернетической (управленческой) модели, которая неадекватна природе, не соответствует ей и способна привести систему только к деградации и разрушению.

Для перехода, современного общества на иное более адекватное основание, требуется сменить управленческий подход на самосовершенствование. Для этого необходимо:
1) Осуществить проверку ОСП на адекватность и самостоятельность [1, 2, 3, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23].
2) Исследовать основные подсистемы (сферы) жизни общества и спроектировать их концептуальную организацию и функционирование как самосовершенствующихся систем [2, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 22].
3) Дать знания людям как по другому можно организовать общество.

2. Основная часть

2.1. Структурно-функциональная и процессная модель Общества

С позиции ОСП общество состоит из четырёх подсистем:
1) Законы (блоки 4, 7, 9) – нематериальная составляющая общества (формальные и неформальные законы жизни общества).
2) Производство (блок 1) – это люди, фирмы, организации, осуществляющие в обществе собственную производственную функцию.
3) Обмен (Прямые связи, блок 1) – это институты организованные производствами для обмена товарами и услугами.
4) Государство (блоки 5, 6, icon_cool.gif – это подсистема общества, формируемая самими производственными элементами (гражданами) страны (красные стрелки), в которой осуществляется коллективное принятие решений по поводу саморегулирования, самоадаптации и саморазвития общества в границах страны и в отношении с другими обществами. То есть Государство не является системой управления, как нас научили понимать, а выполняет функции текущей, адаптивной и методологической обратной связи в самосовершенствующейся общественной системе.

Краткое описание общества с позиции ОСП
Общество формируется за счёт установления людьми прямых связей (блок 3, рис. 1) на основе согласованных ранее текущих законов (блок 4). Прямые связи - это отношения между людьми по поводу производства и перераспределения произведённых ими благ в результате индивидуальной или коллективной мыследеятельности (труда). Индивидуальные ОС (линии 2) – индивидуальные отрицательные обратные связи каждого человека или сообщества людей по поводу собственной мыследеятельности и мыследеятельности других социальных групп.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

В случае если текущих норм (блок 4) недостаточно, чтобы урегулировать прямое взаимодействие, то элементы общества самостоятельно организуют Текущую обратную связь (ОС, блок 5). Функция Текущей обратной связи заключается в саморегулировании, самоконтроле и защите общества в соответствии с текущими нормами от внутренних и внешних неблагоприятных воздействий. Этим функциям текущей обратной связи соответствуют известные нам исполнительная, судебная и контролирующая (прокуратура, счётная палата, контрольно-ревизионные службы и т.д. ) подсистемы государственной системы, а также все силовые структуры (полиция, армия, МЧС, разведка и т.п. структуры).

Если Текущая ОС в изменившихся условиях не справляется с внешними и внутренними флуктуациями (нарушениями текущих норм), то самими элементами организуется Адаптивная обратная связь (блок 6).

Функция Адаптивной ОС заключается в изменении текущих норм, в самоадаптации. Эта функция организуется напрямую самим народом путём выдвижения своих представителей в законодательные органы в качестве уполномоченных представителей. Адаптивная обратная связь (совпадение по функции с законодательной властью) руководствуется отдельными нормами изменения текущих норм (блок 7, см. рис.1).

Если действия Текущей и Методологической ОС не достаточно чтобы система (общество) в перспективе продолжала существовать, когда ни текущие нормы, ни нормы адаптации не позволяют преодолеть кризис в развитии, то члены общества организуют Методологическую ОС (блок icon_cool.gif.

Функция Методологической ОС заключается в качественном преобразовании и эволюционном развитии общества, что обеспечивается за счёт исследования в ней причин существующих проблем, разработки и внедрения проектных решений, которые нацелены на устранение этих причин, то есть на разрешение противоречий во внутренней среде и с внешней средой общества.

Постоянно действующих подсистем (институциональных структур) в существующих государствах, которые бы по своей функции соответствовали функции методологической обратной связи в России, и в других странах, нет. Наука также не выполняет эту функцию, в силу финансового подчинения исполнительной власти.
Методологическая обратная связь (Народный институт развития) формируется самими членами общества по нормам отвечающим принципам самосовершенствования [16, 17].

Структурно-функциональный метод исследования и богатый практический опыт проектирования и внедрения социальных систем доказывает, что каждой функции в системе государства должна соответствовать самостоятельная функциональная подсистема.

Многовековой опыт разделения ветвей в системе государство также обосновывает разделение подсистем государства между собой по их функциональному признаку в целях исключения захвата сразу нескольких подсистем власти узким кругом лиц в личных или узкокорпоративных интересах, то есть скатывания системы государства к системе единовластия (авторитаризма).

Таким образом, с позиции методологии саморазвития (самосовершенствования) система государства должна состоять из следующих подсистем:

Функция Текущей ОС
1. Контролирующая – контроль деятельности любой подсистемы государства на предмет соответствия их деятельности методологии самосовершенствования;
2. Судебная – разрешение споров в рамках действующего законодательства между гражданами, организациями и любыми подсистемами государства.
3. Административная – сопровождение текущей деятельности на территориях;
4. Исполнительная – выполнение общегосударственных функциональных задач (пополнение бюджета, гарантии социальной защиты прав и свобод членов общества, обеспечение правопорядка, оборона, безопасность и т.д.).
5. Избирательная – сопровождение и обеспечение процедуры выборов во все подсистемы (ветви) государства.

Функция Адаптивной ОС
7. Законодательная – разработка и утверждение законов (норм) в отношении любой подсистемы государства и общества, внедрение и контроль исполнения этих норм .

Функция Методологической ОС
8. Исследовательская и проектно-внедренческая (Проектная) – обеспечение качественного преобразования и эволюционного развития, самосовершенствования общества во всех его сферах, в том числе государства за счёт исследования причин проблем в обществе и общества с внешней средой, разработка решений нацеленных на устранение этих причин, информирование общества о существующих альтернативах. Эту Проектную функцию государства планируется реализовать как институциональную структуру (Народный институт развития) [17].
Методология самосовершенствования предполагает, что в формировании подсистем государственной системы участвуют непосредственно самими элементы общества - граждане.

Каждая подсистема государства – это самостоятельная подсистема. При переходе от одного уровня иерархической вложенности государственной системы к другому, каждая подсистема государства самостоятельно строит себя за счёт прямых связей, без непосредственного участия первичного уровня организации государственной системы.
Граждане осуществляют выдвижение и отзыв своих представителей на первичном уровне организации Государства и контролируют их на любом уровне.

Нижестоящие уровни организации подсистем Государства выдвигают и отзывают своих представителей на выше стоящие уровни организации подсистем Государства, контролируют своих представителей на любом выше стоящем уровне в данной подсистеме Государства.

Любой гражданин, любая подсистема Государства любого уровня могут участвовать в методологической обратной связи общества. Новые нормы и модели взаимодействия, которые приводят к качественному развитию (самосовершенствованию) системы Государства и общества вырабатываются элементами системы Государство и общества на принципах равноправия, кооперации, самоорганизации и взаимосодействия в рамках Проектной подсистемы Государства (Народном институте развития). Все элементы системы функционируют в соответствии с установленными в ней общими нормами.

Соответствие норм и функций в Государстве:
• Текущее саморегулирование и самоконтроль осуществляется государственной системой на основе установленных текущих норм (законов).
• Самоадаптация на основе норм адаптации общества (порядка изменения действующих законов) в рамках принятой методологии развития.
• Самосовершенствование общественной системы и Государства осуществляется благодаря существующим в системе нормам позволяющим гражданам проявлять кооперацию, объединяться в исследовательские проектно-внедренческие команды в Проектной подсистеме Государства в целях разрешения накопившихся в обществе противоречий.

2.2. Формирование Государства
Территории многоквартирных домов (микроучастков в частном секторе)

На этом уровне формируются первичные подсистемы Государства Совет или Правление (многоквартирного дома или микроучастка) – постоянно действующий орган самоуправления, который соответствует Законодательной подсистеме Государства;
Ревизионная комиссия (многоквартирного дома или микроучастка) – постоянно действующий орган самоконтроля, который соответствует Контрольной подсистеме Государство;
Счётная комиссия (многоквартирного дома или микроучастка) – обеспечивает правильность подсчёта голосов на общих собраниях дома, что соответствует функции Избирательной подсистемы Государства.
Совет или Правление нанимают на работу исполнительного директора, без права распоряжения средствами собственников и управлять делами дома, которые профессионально обеспечивают содержание и ремонт дома. Наёмный директор или уполномоченное лицо по своим функциональным обязанностям соответствуют Исполнительной подсистеме Государства.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Территории части поселений
На этом уровне формируются подсистемы Государства второго уровня в рамках Территориального общественного самоуправления (ТОС).
ТОС организуется из представителей многоквартирных домов или микроучастков.
Органы самоуправления ТОС (Совет, Ревизионная комиссия, Счётная комиссия) формируются из представителей органов самоуправления многоквартирных домов и микроучастков (членов Советов, Ревизионных комиссий и Счётных комиссий домов и микроучастков). Эти органы самоуправления ТОС соответственно образуют второй уровень Административной, Контрольной и Избирательной подсистем Государства.
Правление ТОС имеет право нанять исполнительного директора для осуществления хозяйственной деятельности на территории ТОС без права распоряжения деньгами и делами ТОСа. Наёмный директор или уполномоченное лицо по своим функциональным обязанностям соответствует Исполнительной подсистеме Государства.
ТОС всегда расположен на избирательном участке. Как юридическое лицо, ТОС вправе заключить договор об исполнении наказов со своим депутатом и организовать поимённое голосование за него на той же конференции ТОС. С тем, чтобы у ТОС была возможность, в случае не исполнения кандидатом своих депутатских обязательств, его отозвать. Депутат – это уже профессиональный компетентный представитель жителей территории, который выбирается не на срок, а для представления интересов жителей на постоянной основе. Но с депутатом могут быть прекращены отношения и он будет отозван ТОСом, если он не исполняет наказы.

Территория всего поселения
На третьем уровне иерархии в Государстве из депутатов возникает профессиональная законодательная подсистема самоуправления. За счёт этого, на этом уровне Государства возможно организовать профессиональную судебную подсистему Государства из специалистов получивших юридическое образование и прошедших практику в судах в качестве помощников и секретарей судей.
Законодатели утверждают состав Судебной подсистемы на третьем уровне государственного устройства (суды первой инстанции).
Законодатели утверждают высшее руководство Административной подсистемы для этого уровня Государства (Главу Исполкома и его замов). Для этого они могут использовать кандидатами профессиональных исполнительных директоров с ТОСов, многоквартирных домов и микроучастков.
Контрольная и Избирательная подсистемы на третьем уровне иерархии Государства формируется Ревизионными и Счётными комиссиями ТОСов из своего состава.
Аналогично судебной, на данном уровне возможна организация системы охраны правопорядка (Милиция)

Территория региона (республики)
На этом уровне государственная система в соответствии с методологией самосовершенствования формируется непосредственно теми гражданами, которые на уровне поселений входят в подсистемы Государства, как показано на рис. 2:
∙ Контрольная подсистема Государства. Контрольно-ревизионные органы поселений выдвигают своих представителей в контрольно-ревизионный орган региона.
∙ Избирательная подсистема Государства. Избирательные органы поселений выдвигают своих представителей в избирательный орган региона. Эти представители из своего состава на своём общем собрании формируют избирательный орган на уровне региона;
∙ Судебная подсистема Государства. Суды поселений формируют региональную ветвь судебной подсистемы. Представители судов поселений из своего состава на своём общем собрании определяют состав суда и его председателя, формируют квалификационную коллегию судей для организации внутреннего контроля;
∙ Законодательная подсистема Государства. Законодательные органы поселений выдвигают из своего состава представителей в региональный законодательный орган. Эти представители формируют законодательный орган региона и его председателя. Законодательный орган утверждает главного судью региона и его замов.
∙ Административная подсистема Государства. Законодательный орган региона, который одновременно является представительным органом, по конкурсу выбирает главу регионального правительства и при необходимости его замов.
Принцип народного самоуправления соблюдается за счёт того, что структуры государственной системы, предыдущего уровня сохраняют право отзыва своих представителей из выше стоящих уровней в системе Государство и назначения новых.

Территория страны
На этом уровне самосовершенствующаяся система Государство формируется аналогично, как это описано на уровне регионов из представителей подсистем Государства, которые представлены в регионах.

Проектная подсистема Государства.
На всех территориях проживания должны присутствовать структуры Проектной подсистемы Государства (Народного института развития) в которые может входить любой житель региона, любые специалисты и представители Государства. Функция проектной подсистемы Государства - осуществлять качественное преобразование и эволюционное развитие общества. Проектная подсистема Государства строится на принципах собственного самосовершенствования [12, 16, 17]. Принцип организации Народного института развития представлен на официальном сайте НИР. Проектные решения, выработанные коллективно в Проектной подсистеме Государства обязательны для распространения среди всех подсистем Государства и жителей территорий, которых эти проектные решения касаются.

2.3. Производство и Рынок
Для обеспечения самосовершенствования в подсистемах общества Производство и Рынок достаточно чтобы то или иное производство или обмен были организованы на организационно-правовой основе отвечающей требованиям самосовершенствования. К таким организационно-правовым формам относятся те организации, в которых каждый член облагает равным правом голоса, и чтобы эта организация была открыта для новых участников (членов). К таким организациям относятся: Общественная организация и их Союз; Ассоциация или Некоммерческая организация и их Союз; Потребительское общество или Потребительский кооператив; Товарищество; Предприятие управляемое его работниками (в современном законодательстве такая организационно-правовая форма отсутствует); частная компания в которой всю рефлексивную мыследеятельность по поводу фирмы осуществляет собственник; акционерное общество, в котором акциями в равной доле владеют все, кто осуществляет рефлексию по поводу всей компании.
Кроме выбора организационно-правовой формы для каждой подсистемы производства и обмена требуется отдельная проектная работа по переформатированию их в самосовершенствующиеся системы. Поэтому конкретные сферы деятельности в концепции не рассмотрены, хотя подобные проектные решения уже имеются [2, 11, 16, 22, 23].


Приложения:
1. Словарь терминов и определений
2. Список источников




Приложение №1
к Концепции построения Общества будущего
«Социализм самосовершенствования»


Словарь терминов и определений


Быстрая рефлексия - представляет собой как бы встроенный в психику человека врожденный информационный процессор, функция которого состоит в автоматической генерации образов себя и других вместе с их субъективным миром. Работа этого процессора порождает специфический спектр человеческих реакций, никак сознательно не контролируемых и протекающих чрезвычайно быстро (одна - две миллисекунды).

Законы организации и функционирования природы – общие законы организации и функционирования явлений объективной реальности, которые составляют нематериальную часть сущего и любой системы.

Материя - объективно существующее физическое вещество и поле, имеющие протяжённость, локализацию в пространстве, которое существует независимо от воли людей.

Медленная рефлексия - деятельность, которую нужно осуществить в связи с поставленными целями и данными условиями, еще никогда никем не строилась, и нет ее образцов, которые могли бы быть описаны в методологических положениях. Для построения новой деятельности нужен проект или план предстоящей деятельности.

Методологическая рефлексивная мыследеятельность – организация новой мыследеятельности, которая ещё никогда никем не строилась, и нет её образцов, которые могли бы быть описаны. В результате чего появляется уникальный проект новой деятельности построенной на новых методологических (принципиальных) началах.

Мето-онтология - описывает наиболее общие понятия и законы, которые не зависят от предметных областей.

СМД-методология (системно мыследеятельностная методология) - направление, школа в российской, советской и постсоветской философской и социально-гуманитарной мысли. Это направление системного подхода развивалось в рамках Московского методологического кружка (ММК).


Приложение №2
к Концепции построения Общества будущего
«Социализм самосовершенствования»



Список источников


1. 2006г. Развитие методологии институциональной теории
2. 2008г. Электронный товарный рынок (монография)
3. 2009г. Методические указания по созданию и развитию системы эффективного управления жильём на основе товариществ собственников жилья.
4. 2010г. Влияние организационно-правовой формы на адаптацию фирмы
5. 2012г. Системный подход к законотворчеству
6. 2012г. Самоорганизация граждан и территориальное общественное самоуправление
7. 2012г. Институт законотворчества в российском обществе
8. 2012г. Институциональный подход к вопросу управления многоквартирным домом
9. 2012г. Институты законотворчества в российском обществе
10. 2014г. Общий системный подход (монография)
11. 2014г. Общий системный подход: ЖКХ и местное самоуправление (монография)
12. 2018г. Концепт справедливого государства
13. 2019г. Исторический подход к построению справедливого общества
14. 2020г. Введение в Общий системный подход (Видиолекция и презентация к ней)
15. 2020г. Общенаучная модель естественного объекта-системы (системы).
16. 2020г. Саморазвивающееся государство
17. 2020г. Институт саморазвития общества (концептуальная модель) 2020г.
18. Две теории экономического развития: Й. Шумпетер и К. Маркс (монография)
19. 2021г. Человек - Социальная Группа - Народ
20. 2021г. Метод системного проектирования (описание) и презентация
21. 2021г. Системное проектирование, как метод выработки общего научно–методологического основания построения будущего общества и его концептуальной модели
22. 2007г. http://ses.ru/ - Сайт проект по созданию системы внешнего юридически значимого документооборота по принципу все между всеми.
23. 2012г. Документ регистрации Ассоциации НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства осуществлявшей кооперацию домов на самоуправлении.