ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БУДУЩЕГО
Человечество в своем историческом развитии от исходного состояния дикости прошло многовековой путь варварства и находится сегодня в преддверии новой эпохи человеческого общежития – цивилизованного, гуманистического общества. На этом историческом рубеже особо остро ощущается противоборство двух доминирующих идей общественного устройства – социал-дарвинистской и гуманистической.
Первая из них, основанная на принципе «человек человеку волк», признающем право сильного подавлять слабого в процессе конкуренции (выживают сильные, вымирают слабые), лежит в основе капиталистической системы хозяйствования.
Вторая идея, идея человеколюбия, проистекающая из принципа "возлюби ближнего своего", нашла отражение в социал-демократических, социалистических, коммунистических идеалах, лежит в основе международных правовых актов. Любовь как наивысшее состояние человеческого духа и всеобъемлющее неделимое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу и мироздание в целом, служит первоосновой духовности человека и общества.
В условиях нынешних общемировых кризисных явлений социал-дарвинистская суть действующих экономических отношений проявляется наиболее ярко, когда в ситуации банкротства оказываются многие экономически слабые субъекты хозяйствования и за их счет наживаются сильные. Это совершенно неприемлемое для большинства людей развитие событий с неизбежностью ставит вопрос о будущем мировых экономических отношений. В перспективе они, несомненно, будут строиться на гуманистических принципах, потому что альтернатива – "война всех против всех" – губительна для человечества.
Выбор перспективной гуманистической модели экономических отношений, базовых в общей системе межчеловеческих взаимоотношений, крайне важен сегодня и для всего постсоветского социума, который на собственном опыте уже прочувствовал "прелести реального капитализма" и стал задумываться, как жить дальше.
Но подходя к решению этой задачи, необходимо сначала дать ответ на вопрос: что же первично – экономика или мораль?
Известный тезис К. Маркса о первичности экономического базиса по отношению к надстройке отводит морали скромное второе место. По определению К. Маркса, «совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.13, с. 6—7). В.И. Ленин подчёркивал, что основная идея материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования» (ПСС, т.1, с. 149).
Удивительно, что при этом они сами проектировали и строили коммунистическое будущее, изначально закладывая в него вполне определенную этику экономических отношений. Т.е. сначала была коммунистическая идеология, имеющая в своей основе новую этику (нет эксплуатации человека человеком) и только потом после взятия власти в России и выстраивания государственной надстройки шло создание коммунистического экономического базиса. Т.е. все в обратной последовательности.
Если сделать исторический экскурс, то можно отметить, что все фундаментальные исторические общности людей, в том числе локальные цивилизации, выстраивались в соответствии с неким замыслом, идеей, проектом, имеющим в своем основании определенные духовно-нравственные ценности.
Итак, мораль-таки первична!
Вместе с тем, в историческом аспекте моральные нормы в экономической сфере, конечно же, определяются уровнем развития производительных сил и экономики в целом. В условиях ручного труда были одни этические правила распределения произведенных благ, механизация породила вторые, и впереди, в связи с автоматизацией и роботизацией, нас ждут третьи правила.
Какова же должна быть этика этих правил?
* * *
Современный уровень развития производительных сил позволяет 2-3 процентам трудоспособного населения страны обеспечивать всех граждан продуктами питания. Стремительно сокращается уровень занятости и в промышленном производстве. Таким образом, происходит все большее высвобождение людей из сферы производства материальных благ в сферу оказания взаимных услуг, творчества, духовного взаимообогащения. Это свидетельствует о том, что в отдаленной перспективе вполне может быть реализован принцип «каждому по потребностям». На ближайшую же перспективу предлагается нижеследующая модель экономических отношений.
В целом экономические отношения предлагается строить на едином базовом подходе – всё, что создано природой и общим трудом, находится в общей собственности. Таким образом устраняется существующее противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения. Снимается антагонизм, отношения участников производства к совместно произведенному выстраиваются на договорной основе.
Распределение благ в обществе в целом осуществляется на основе трех базовых принципов:
Принцип «каждому – по труду». Согласно данному принципу каждый участник экономических отношений получает блага в соответствии с его общественно признанным вкладом в совокупный общественный продукт. Вклад может осуществляться как посредством своего живого труда, так и своего овеществленного труда в виде капитала – материального, интеллектуального, финансового.
Принцип безусловного основного дохода (БОД). Согласно данному принципу каждый, безотносительно его трудового участия, получает минимальный доход в размере, который, с одной стороны, позволит безработным жить достойно, не берясь за любую работу, а с другой стороны не приведет к отказу от удовлетворения потребности в самореализации, от поиска интересной и хорошо оплачиваемой работы. Предлагаемый механизм перераспределения дохода позволяет оценить труд, который сегодня не оплачивается – ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимопомощь между соседями, социальная, культурная и гуманитарная деятельность, которая выполняется на общественных началах.
Принцип бесплатного получения благ. Согласно этому принципу функционируют в основе своей системы здравоохранения, образования и воспитания, осуществляется социальное обеспечение недееспособных – не могут быть предметом торга здоровье и жизнь человека; каждый, вне зависимости от его имущественного положения, должен иметь равный с другими доступ к знаниям и духовным ценностям; каждый должен быть социально защищен.
Главным субъектом хозяйственной деятельности является народ, полноценно реализующий с помощью электронных средств коммуникации права собственника на следующие объекты общенародной собственности:
• земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории страны, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны;
• естественные общегосударственные монополии в сфере энергетики, транспорта, связи и иной инфраструктуры;
• научная отрасль, оборонные предприятия, иные предприятия стратегического значения.
Вторыми по значению субъектами хозяйственной деятельности являются территориальные общины, реализующие права собственника коммунальной собственности на соответствующих земельных территориях.
В целом хозяйственная деятельность и социально-экономическое развитие организованы на принципах кооперации и социального партнерства, охватывающего широкий круг явлений, в том числе организованное взаимодействие при реализации социально значимых проектов всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления, деловых кругов, гуманитарной сферы, политических и общественных организаций и т.д.
Социальное партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и рассматривается как ключевая предпосылка реализуемости и эффективности всевозможных социальных проектов. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.
* * *
Предлагаемая модель гуманистических экономических отношений не требует отмены права частной собственности на средства производства, как предлагали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они основывались на ложном понимании первопричин того, против чего выступали – эксплуатации человека человеком. Право частной собственности – это право владения, пользования, распоряжения этой собственностью, но отнюдь не право собственника на присвоение произведенной кем-то иным с использованием этой собственности продукции. Отношения к произведенной продукции определяются исключительно договором сторон, это частноправовые договорные отношения. И вся проблема заключается в этом договоре. Если это договор свободных людей, то это договор партнерства. Если же какая-то из сторон понуждается к заключению этого договора насилием, голодом, холодом и т.п., тогда можно говорить об эксплуатации.
Характер договорных отношений определяется правовой системой государства, законодателями. Поэтому, пока у власти находится класс собственников средств производства, договорные отношения строятся с преимуществами в их сторону. Если власть принадлежит только наемным работникам, имеет место перекос в другую сторону. И только в случае народовластия, когда каждый гражданин имеет возможность на равных с другими принимать участие в выработке и принятии управленческих решений наивысшего уровня, касающихся его жизни, может быть выстроена партнерская модель отношений в экономике.
Очень близка к народовластию Швейцария, где уже более полутора веков проходят референдумы по народной инициативе. Поэтому экономические отношения в стране регулируются самим народом. В частности в 2013 году инициирован референдум по «безусловному основному доходу». Посвященный этому событию материал вышел под очень красноречивым заголовком «Швейцарская модель коммунизма» http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_r...0&Itemid=13 .
Предложенная модель экономических отношений переводит общество с социал-дарвинистской позиции на гуманистическую, богатство правовых форм производственных отношений позволяет всем наилучшим образом реализовать себя в производственной сфере.
Принимая во внимание слова Назыма Хикмета о том, что счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой, можно утверждать, что на предлагаемом экономическом базисе можно построить общество счастливых людей. Ведь самореализация человека на свое и всеобщее благо органично объединяет в себе высокое гуманистическое начало с прагматической направленностью. С одной стороны, на путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый из нас творит свое счастье и, с другой через самореализацию каждого из нас обеспечивается максимально эффективное использование основного ресурса – человеческого потенциала.
Марк Зобов,
Председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»
Материал был представлен на Всероссийской научной конференции «Развитие политико-экономической мысли в современной России» в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина 17.09.2015.