Концепция Е.В. Шелкопляса «Проект общества будущего»
(Подробное описание Проекта формирования «Общества гармоничного развития»
изложено в гл.6 т.2 авторской монографии «Введение в теорию оптимума развития»)

С позиции теории оптимума развития принципы организации гармонично развивающегося общества завтрашнего дня будут выглядеть следующим образом.

Социальные аспекты.


• Социальные отношения в России будут основываться не на принципах «близкой» и «частной выгоды», а на законе «Системного Общего Блага».
• Произойдет переход от односторонних идеологических догм - приоритета «прав отдельного человека» или приоритета «интересов общества», к системно-гармоничному принципу признания высшим социальным благом «системной гармонии интересов человека, общества и требований будущего».
• Будут признаны принципиальные преимущества выбора «третьего пути» социального развития, сочетающего в идеологии, социальной организации и экономике принципов «социальной справедливости» и «ответственной личной свободы».
• В рамках новой социальной морали важной целью гражданина будет снискание общественного уважения, признания ценности его труда, а не только короткого, не приносящего полного счастья чувства материального комфорта.
• Представления о «комфорте» расширятся до системного уровня. Упорядоченность, обеспеченность и надежность материального бытия будет дополняться комфортом и богатством душевным и духовным.
• Предстоит осознание одряхления и исчерпанности социальной системы эгоистического «либерализма».
• Будет осознана естественная необходимость ограничения индивидуальной свободы нравственными и духовными принципами. Системный эгоизм станет выглядеть как интеллектуальная странность, болезнь. Престижным будет гармоничное развитие человека и общества, позволяющее полноценно реализовывать материальные, социальные и духовные смыслы бытия.
• Предстоит признание обществом непрерывности и целостности (естественности) культурной и социальной истории России, включая советский период развития с его высокими достижениями в различных сферах.
• Социальные отношения в российском обществе будут регулироваться не только юридическими, но также нравственными и духовными нормами.
• Будет признано, что в СССР, в 60-е годы в обществе была сформирована высшая в истории человечества нравственность. Это документируется произведениями искусства – фильмами тех лет. С угасанием социалистической идеи, в 70-е годы, общество рухнуло в прошлое, в идеологию примитивного «либерализма».
• Должны быть приняты новая среднесрочная идеологическая система и Конституция, формирующие систему социального доверия и справедливости.
• Гармония социального развития будет оцениваться с использованием системы установленных законом критериев общественного блага и личного благополучия граждан.
• Возрастет роль общин в качестве хранителя норм новой духовности, носителя общественной морали, арбитра в оценке нравственности поступков человека.
• Неизбежно восстановление входящих в матрицу российской культуры таких базовых символов и ценностей, как справедливость, патриотизм, честный и творческий труд, коллективизм (солидаризм, соборность), привилегированное положение социальных групп, требующих дополнительной защиты – детей и молодежи, пожилых людей, женщин.
• «Власть» будет функционировать как структура по управлению общественными делами в условиях социального доверия граждан.

• С позиций ТОР, в обществе гармоничного развития «власть» будет рассматриваться как временное право и как форма ответственного перед обществом «управления» всеми общественными ресурсами. Власть основывается на доверии общества к будущей «полезности» управления социальной системой, эффективной обратной связи между просвещенным, структурированным, инициативным и ответственным обществом и органами общественного управления (принцип «политии» Аристотеля).

• Политическая система общества гармоничного развития строится на бинарно и системно-комплементарном дополнении возможностей структур управления. Существующая представительная «вертикаль власти» дополняется органами «непосредственной демократии» - территориальными общинами (ТОСами).

• Создание новой системы власти дополнит существующие формы непосредственно-представительной формой демократии (депутатский корпус и местное самоуправление) созданием системы территориальных и производственно-территориальных общин, заключающих «социальный контракт» с лидерами всех уровней. Приоритет будет принадлежать государственной власти, стоящей выше в системном отношении.

• Для эффективной работы ТОСов и их объединений, границы территорий общин и избирательных округов приводятся в полное соответствие.

• В формировании общества гармоничного развития, инициативы и ответственности, ТОСы выполняют функции первичных коллекторов социальной информации, обращений граждан и инициатив.

• Выдвижение претендентов на избрание будет происходить по мере проверки деловых и личностных качеств кандидатов.

• Первичная проверка будет производиться на уровне ТОСов в течение года. Практической работой по взаимодействию с ТОС, или деятельностью в нем, кандидат должен будет доказать, что он имеет необходимые качества для выдвижения своей кандидатуры на уровень депутата района, города. Условием выдвижения кандидатуры является поддержка союза ТОСов соответствующего избирательного округа и заключение с ними «социального контракта» (который, в случае избрания, выполняет функции договора о найме на социальную работу).

• При успешном выполнении функций во время своей каденции социальный лидер получает право баллотироваться на пост представителя избирателей в законодательной и исполнительной власти регионального, а затем и федерального уровня при условии рекомендации союзов территориальных общин соответствующего уровня и заключения с ними нового «социального контракта».

• По окончанию каденции, на следующих выборах, ТОСами и избирателями (дополнительный бюллетень) оценивается качество выполнения «социального контракта» с рекомендациями: «сохранить статус», «повысить статус», «отказать в доверии», «возбудить расследование допущенных правонарушений».

• Совет территориальных общин избирательного округа при грубых нарушениях принципов и условий социального контракта имеет право инициировать досрочный отзыв избранного представителя из структур власти.

• Советы общин (территорий, религиозных, старейшин и др.) будут участвовать в выдвижении социально значимых инициатив и реализации принятых программ социального развития.

• При объединениях ТОСов создаются клубы «Политики завтрашнего дня», где претенденты на выдвижение своей кандидатуры на выборные посты могут получить необходимую начальную подготовку.

• Необходимо законодательство о бюджетном финансировании ТОСов для максимально эффективного выполнения ими социальных функций.

• Необходимо учреждение Палаты Общин в составе Совете Федерации РФ

• Создается система взаимодействия ТОСов с основными структурами гражданского общества территории, в том числе с ОНФ и объединениями ученых.

• Оценка успешности социального лидерства обществом будет осуществляться системно, с учетом экономических, социальных и духовных результатов его деятельности. Вознаграждение успешной и благородной деятельности социальных лидеров может выражаться предоставлением социальной и экономической поддержки (грантов) их новым общественным проектам, выдвижением на новые, более высокие и ответственные посты во власти, присвоение почетных званий и знаков, внесение записей о результатах социально значимой деятельности в региональные или федеральные анналы.

• В качестве критерия гармоничного развития общества будет введен «принцип социального согласия», которое станет оцениваться при помощи регулярных социологических опросов населения и общин, контроля соответствия прогнозов развития, сделанных властью, и реальным результатам достижения общественного блага.

Экономические аспекты

• Произойдет разделение экономики на два дополняющих сектора – частный, «коротких мотивов», и общественный – «долгосрочных мотивов», управляемой нанятыми обществом специалистами. Приоритет принадлежит стоящему выше в системном отношении общественному сектору. Будут формироваться и комбинированные модели управления экономикой (государственно-частное и частно-государственное партнерства).
• Понятие «выгода», как короткая, упрощенная и неточная оценка деятельности отдельных людей, организаций и социальных систем, должно уступить место системному понятию «полезности» (кратко-, средне- и долгосрочной).
• В ТОР «деньги» определяются как знаки социальной полезности труда. Сегодня часть денег не «зарабатывается», а «делается» на основе фальсификации «полезности» или преступных действий. В дальнейшем знаки социальной полезности будут доступны проверке их происхождения, нравственной и юридической законности. «Искусственно сделанные» деньги будут относиться к категории нечестных, незаконных, криминальных денежных знаков.
• Необходимо дополнение института традиционных денег, отражающих материальную полезность труда, институтом «социальных денег» (грантов общин всех уровней), поддерживающих выполняемую гражданами социально значимую деятельность.
• Предстоит введение гармоничных пропорций между оплатой различных форм социально полезного труда (зарплаты) с учетом результатов периодических национальных референдумов по оценке социальной значимости профессий.
• Изменится система собственности. «Собственность» – есть временное право на управление экономическим объектом, основанное на доверии социума к будущей полезности управления объектом, создающим новые «полезности» для общества, что составляет экономическую основу солидаризма.
• Не существует «священной и неприкосновенной» собственности, кроме личной. Основной вид «собственности» будет переходить в область личного владения материальными объектами, необходимыми только для личной жизни и жизни семьи человека.
• Будет происходить постепенная трансформация существующих форм собственности, кроме личной, в «ответственное перед социумом управление».
• Право на «ответственное перед обществом управление экономическими объектами» обществом будет представляться на время, на конкурсной основе, без права наследования. Управление значимыми и крупными экономическими объектами должно иметь высокое материальное вознаграждение и дополняться иными, социальными формами поощрения за успешную деятельность.
• Право на «ответственное управление» средними и крупными производственными экономическими комплексами должно подтверждаться возобновлением «социального контракта».
• Предстоит отмена крупного материального наследства (например, более 1 мл $) как проявления несправедливости по отношению и к обществу, и к наследнику, лишающей преемника возможностей полноценного самостоятельного социального творчества, препятствующего оценке его личных достоинств и социальной полезности.
• Выявление «собственности» не соответствующей степени общественной полезности управления частным лицом экономическим объектом, будет приводить к ее национализации – передаче в общественную собственность через безвозмездную экспроприацию – конфискацию, а также через частичный или полный выкуп – реквизицию.
• Произойдет переход к функционированию общества как государства-корпорации, где интересы граждан интегрированы, где соревнование индивидов дополняется их взаимно выгодным партнерством. Наряду с индивидуальным вознаграждением за собственную работу, которая будет составлять около 50% дохода, будет использоваться принцип «системного вознаграждения», означающий получение вознаграждения от экономических систем более высокого уровня, в которые входит гражданин-акционер, – населенный пункт, регион, государство. Это будет побуждать социально-экономическую ответственность, инициативу и солидаризм граждан.
• Будет реализован принцип баланса общественного индикативного планирования и рыночных механизмов при разработке программ социально-экономического развития общества. Приоритет принадлежит стоящему выше в системном отношении общественному планированию.
• «Третье сословие» общества (финансовая элита), вечная, иллюзорная тень аристократии духа, займет в жизни общества свое естественное место – третье. Позже – оно уйдет из социальной структуры.
• Будут блокироваться любые формы социально-экономического паразитизма, в том числе биржевые спекуляции. Взамен будут предлагаться социально полезные формы соответствующей деятельности. Например, функционирование института финансовых прогнозистов, не имеющих права на приобретение ценных бумаг, но имеющих право на вознаграждение за точный прогноз экономических процессов.

Образование. Наука. Культура

• Произойдет формирование новой социальной культуры общества, пропагандирующей в качестве важнейшей цели личности стремление к гармонии действий человека с совестью, моралью, духовными ценностями национальной и мировой культуры.
• Осуществится общественная поддержка культурного творчества и личностного роста гражданина, ориентированного на идею смены целей: от ориентации лишь на «низкие» знаки признания обществом (деньги, власть) к гармоничному дополнению их «высокими»» знаками признания (ответственное лидерство, уважение и любовь общества).
• Обновленная российская цивилизация должна будет ответить на вопрос о своей способности стать для большинства государств признанной в качестве наиболее гармоничной и перспективной модели развития.
• В области образования и массовой культуры произойдут преобразования, нацеленные на воспитание и формирование гармоничных и высокообразованных граждан, избирающих полем общественной деятельности сферу своих способностей и талантов. Их мировоззрение и духовность будет формироваться на основе высоких достижений мировой и российской культуры и науки.
• В образовательных программах всех высших учебных заведений будут вводиться циклы современных гуманитарных наук, включающие проблемы метафизики, культурологии и психологии, позволяющие сформировать гармоничную мировоззренческую и нравственную позицию образованного человека.
• В художественной культуре произойдет переход от классического – к новому уровню психологизма (на основе ТОР и достижений мировой науки).

• Наука будет признана обществом одной из главных производительных сил. Повысится социальный статус и уровень материального вознаграждения представителей науки.

• Будет снижаться роль массовых развлечений в сравнении с высокими формами искусства и гармоничного физического развития. Будет осуществлен перевод «профессионального» спорта и музыкальных «шоу» в разряд менее престижных, коммерческих зрелищ и развлечений.

• Духовная элита общества и политики, должны взять на себя ответственность за просвещение социума. Должна возрасти роль гуманитарных и социальных наук, значение конструктивного диалога представителей трех основных групп духовной элиты (духовенства, науки, высокого искусства).

• Предстоящая цифровая революция способна породить новые качества культуры. Уменьшая число ложных трансакций на нижних и средних уровнях общества, она повышает риск присвоения права на ложь элитами, реализации антиутопий. Во избежание общей деградации, общество должно взять под контроль соответствие действий элит интересам общества.
• Активизируется диалог мировых религий - для снятия логических противоречий во взглядах, которые видны их образованным сторонникам и критикам. Произойдет ренессанс богословия на современном уровне (союз знания и благородной веры), возобновятся дискуссии о возможности обновления Церкви, появления холистической (но не принудительно глобальной), космической Вселенской религии.

Семья

• Предстоит повышение уровня гармонии семейной жизни на принципах современной социальной науки и высокой культурной традиции, что станет одной из основ обновления социальной жизни. Принятие всей полноты смыслов жизни существенно изменит семью, сделает возможным ее стабильное благополучие и счастье. Модель «животной» семьи, построенной преимущественно на материальном комфорте и сексуальности, превратится в неприемлемую архаику.
• Необходимо признание естественной комплементарности (дополнительности), а не их равенства (одинаковости) качеств мужчины и женщины. Признается равенство в их достоинстве и в ряде юридических прав.
• Будут декларированы новые представления о правах женщины на социальную поддержку материнства, означающие включение в рабочий стаж и оплату труда времени вынашивания, рождения и воспитания детей, оценку не только количества рожденных детей, но и достижений в их физическом, нравственном и духовном воспитании.
• Учитывая характер современных демографических процессов, желательным будет признаваться ограничение численности семьи тремя детьми.

Экология

Принципы гармоничного развития общества, основанные на балансе действий, ориентированных на реализацию коротких, среднесрочных и долгих смыслов бытия, достижения науки, позволят создать экологически ориентированную, «симбиотическую» систему отношений техносферы и природной среды.

Международные отношения.

• В близкой перспективе изменятся принципы формирования социальных и государственных союзов – из «империй силы и денег» они будут трансформироваться в гармоничные союзы культур и социальных систем, основанных на выборе холистических смыслов жизни.
• Новая комплементарность отношений государств будет основываться на общих духовных и нравственных принципах национальных культур, обеспечивая развитие традиций мировой культуры, новой социальной науки и религиозной метафизики.

• На международном уровне важна демонстрация преимуществ открытого и нравственного социального поведения, подчеркивающая интегральный выигрыш в гармоничном соединении духовных и моральных целей с экономическими задачами. Преимущества новой модели отношений будут общепонятными, в том числе для людей прагматически ориентированных.
• Международный диалог будет в большей степени вестись на продуктивном языке взаимодействия и обогащения культур, а не на принципах малоэффективной защиты эгоистических политических интересов отдельных стран.
• Сохранение роли России в новом мире может проистекать лишь из признания верховенства принципа гармонизации противоположностей, способности к культурному синтезу – культурной традиции и культуры будущего, российской культуры и контрарных мировых культур.
• Ситуацию современной конкуренции культурно-идеологических моделей новой России, западной «либеральной» цивилизации, Китая, Арабского Востока и Индии может быть переведено Россией в состояние партнерства, предложив миру новую модель гармоничного социального развития и новых форм отношений, основанных на гармонии совместного развития культур.
• В мире существует вера в способность России выработать убедительную и практичную модель гармоничного социального развития, «третьего пути». Ответ на этот вопрос должна дать научная и политическая элита России.

Российские элиты должны осваивать системное планирование изменений, осознанно и ответственно конструировать будущее, добиваясь оптимального результата в соответствии с принципами построения общества гармоничного развития. Обновленная российская цивилизация должна будет ответить на вопрос о своей способности стать признанной в качестве наиболее гармоничной и перспективной модели развития для большинства государств.