СТРАХ ПЕРЕД СЧАСТЬЕМ
Завтра в субботу с 10:00 на Практической концепции основательно поговорим о цели. Багомед-таки успел к этому времени поднять тему счастья на должную высоту! Спасибо!
Занимаюсь этой темой четверть века и выявил за это время, что мои оппоненты делятся на две категории:
1. Эмоциональные
2. Рациональные
Первые болезненно реагируют на само слово СЧАСТЬЕ, поскольку у них лично не сложилось. Это они породили: нету щастя в жизни. С ними разговаривать о счастье все одно, как разговаривать о веревке в доме повешенного. Могут и побить.
Вторые оппонируют, вполне логично заявляя, что нельзя использовать в качестве общей цели нечто неопределенное, воспринимаемое каждым индивидуально. Солидарен с такой постановкой вопроса и готов аргументированно обосновать наличие рационального основания в деле использования феномена счастья в качестве целеполагания.
При раскрытии данной темы удобно разделять ее на две части:
• Что такое счастье?
• Как стать счастливым?
Но сначала – предыстория.
В 1996 году мне (в КПСС не состоял, в выборных комсомольских органах не участвовал ) довелось принять участие в учредительном объединительном съезде первой украинской партии власти – Народно-демократической партии (НДП). Я был на тот момент в статусе председателя Харьковской областной организации одной из объединяющихся партий – Партии демократического возрождения Украины (ПДВУ) и активно участвовал в подготовке документов объединительного съезда. Что меня тогда особо радовало, так это проект цели будущей партии:
«Целью деятельности партии является построение в Украине свободного, демократического, справедливого, солидарного общества, которое органично соединяет труд, знания, талант и капитал, создает все возможности для обеспечения высокого жизненного уровня и благосостояния каждого гражданина, для самореализации каждой личности.»
Во всем этом многословии мне особенно нравилась концовка - самореализация каждой личности. И я очень переживал, чтобы она не пропала в процессе редактирования проекта. Но все прошло нормально. А с тех пор в моем сознании зародился не дающий покоя вопрос – что же меня так привлекает в этой самой самореализации. Чем она меня так зацепила? Ответ на него нашел только в 2005 году в поисках ответа на другой параллельно осмысливаемый вопрос – вопрос счастья. К тому времени мне уже стало понятно, что обходить в программе партии стороной тему счастья как-то не годится, ведь это самое главное в жизни человека. И тут мне подсказали коллеги, что на тему счастья очень глубоко копал Г.С. Сковорода. Зная о моих творческих поисках, супруга и принесла как-то купленную на книжных развалах тоненькую книженцию в мягком переплете о Г.С. Сковороде за авторством Гната Хоткевича (репринтное издание). Открыл, читаю и – как гром среди ясного неба:
«Бути щасливим – се значить пізнати себе чи то свою природу, взятись за свою долю і робити своє діло»
Так это же и есть самореализация!!!!!! Только выражена другими словами.
Оказывается, в программе НДП было-таки сказано о счастье, но неявным образом!!!
Я, видать, нутром это самое счастье чувствовал, только объяснить не мог. Ведь НИКТО не связывает напрямую счастье с самореализацией. Только гений Г.С. Сковороды это связал почти 300 лет назад. Правда, тут надо отметить, что Г.С. Сковорода породил свой алгоритм счастливой жизни, развивая в свою очередь сказанное когда-то Аристотелем: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».
С тех пор прошло еще 16 лет и на наше завтрашнее субботнее заседание целеполагание подано мною следующим образом:
Цель общественного развития – формирование гармоничного общества – совершенного на духовно-нравственной и материальной основе единения людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для счастливой жизни на пути свободного и ответственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации на свое и всеобщее благо.
Можно, конечно и короче, без наворотов. Как это есть в поданной на конкурс концепции:
Гармоничное общество – совершенное единение людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для счастливой жизни - самореализации на свое и всеобщее благо.
В этой формуле целеполагания одновременно в связке указано и счастье, и алгоритм счастливой жизни – самореализация. Это принципиально важно. Если просто сказать о счастье, то это и получается размыто, не понятно, о каком именно счастье речь (оппоненты предлагают и наркотические варианты счастья ). Из этой же формулы целеполагания следует, что никакого осчастливливания в гармоничном обществе не следует ждать – счастье в твоих руках –самореализуйся. Единственное, чем общество тебе поможет, – предоставит возможности для самореализации. Всем – на равных. Это – справедливо.
Что касается термина «гармоничное общество». Пришел к нему тоже в ходе многолетних поисков. Он появился в системе используемых мною терминов, логически завершив понятийный ряд, с помощью которого описывается образ будущего общества по трем сферам:
• духовная
• экономическая
• политическая
Все три составляющие, будучи системно согласованными на духовной основе, обеспечивают общественную гармонию. Трехмерный проект гармоничного общества в смысловом плане вбирает в себя предшествующие социалистические и коммунистические проекты в качестве начальных теоретических наработок, которые исторически прописывались сугубо в двумерной политэкономической плоскости, поскольку зародились в период борьбы рабочих за власть и за свои материальные, экономические интересы. Поэтому среди лозунгов Октября и не было духовного лозунга, были только лозунги о власти и собственности. Дополнение описания общества третьим верховенствующим духовным вектором переводит его в трехмерное пространство, в объем, наполненный духовностью, что придает ему завершенность, гармонию. Компартия Китая в начале этого столетия осознала необходимость такого шага и заявила, что будет строить гармоничное общество.
А теперь - о параметризации, верификации и пр.
Но для начала определимся с понятием. Как вовремя нашел А.Д. Акименко в Словаре русского языка, том 4, издан Институтом русского языка Академии наук СССР в 1988 году: «Счастье: 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо. 2. Успех, удача.».
В своей концепции гармоничного общества определяю счастье аналогичным образом:
Счастье - состояние наивысшей удовлетворенности жизнью.
Данное определение означает, что счастье человека в полном объеме есть следствие наивысшего удовлетворения всех свойственных ему биосоциодуховных потребностей, начиная с физиологических и завершая наивысшей духовной потребностью в творческой самореализации (А. Маслоу).
Нетрудно заметить, что отечественное (православное) счастье через самореализацию не достижимо, если не взобраться на самую вершину пирамиды базовых потребностей человека. (Не ведал А. Маслоу, что разместил он наше счастье так высоко! .)
Самореализующийся человек живет в атмосфере стабильного душевного комфорта, эмоционально неярко выраженного, но постоянно присутствующего в психике ощущения счастья от самореализации, удачно сложившейся жизни. И это ощущение становится тем более полным, чем полнее складывается у человека во всех сферах личного и общественного бытия: в труде, семейной жизни и досуге. Как сказал И. Бунин: "Человека делают счастливым три вещи – любовь, интересная работа и возможность путешествовать". Об этом же говорит Н. Хикмет: "Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой". Т.е. быть самореализующимся человеком – это быть счастливым во всем "по жизни", жить в гармонии с собой. У такого человека все время как бы поёт сердце, он выделяется среди других неспешностью, благожелательностью, добрым, ровным отношением к окружающим. И недаром тема такого счастья по жизни раскрывается Г.С. Сковородой в диалоге "Дружня розмова про душевний спокій". О таком счастье говорит и известный американский психотерапевт Р. Карлсон: "Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути, в том, чтобы наполнить жизнь любовью."
Руководствуясь данным пониманием, предлагается для параметризации и верификации уровня счастья в обществе проводить опросы с использованием трех базовых вопросов:
• Любите ли Вы свою работу (дело)?
• Счастливы ли Вы в личной, семейной жизни?
• Нравится ли Вам, как Вы проводите свой досуг?
А с помощью дополнительного открытого вопроса о том, что препятствует самореализации, была бы выявлена требующая разрешения общественная проблематика – здоровье, уровень доходов, экология, безопасность и пр. Люди сами бы все написали.
Такого рода опрос не несет в себе неоднозначности, возникающей в ситуации, если просто спрашивать непосредственно о счастье, которое каждый понимает по-своему. К тому же, как показывает уже имеющаяся практика, непосредственные оценки количества счастливых людей, проводимые посредством соцопросов, дают сильно разнящиеся результаты в зависимости от того, как и в каком контексте поставлен вопрос, каково понимание счастья в конкретном социуме, в зависимости от времени года, погоды ...
Определяемая через такое понимание счастья цель развития – гармоничное общество, в котором всем будут предоставлены равные возможности для самореализации на свое и всеобщее благо – вполне реалистична, поскольку она органично объединяет в себе высокое гуманистическое начало с прагматической направленностью. С одной стороны, на путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый из нас будет творить свое счастье и, с другой - через самореализацию каждого из нас обеспечится максимально эффективное использование основного ресурса – человеческого потенциала. И станет тогда общество одновременно и счастливым, и благополучным. Два в одном!
Все вышеизложенное имеет вполне научные основания в виде явно выраженных тенденций в общественном сознании:
Все больше нарастает понимание того, что человечество может быть спасено от самого себя (от самоабортизации ) только путем духовно-нравственного возвышения. Об этом так сказал в прошлом веке известный французский гуманист, писатель, член Французской академии А. Моруа: «Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе». Его дополнил академик Национальной академии наук Украины Ю. Пахомов: «Если дух уступит материи, она сотрет личность и общество».
Все больше людей склоняется к осознанию необходимости социальной гармонии, а не классовой вражды. Весьма знаковым в этом плане является намерение строить гармоничное общество в полуторамиллиардном Китае. Слово «гармония» является самым распространенным и среди участников Конкурса.
Верховенство счастья в целеполагании утверждено Генеральной Ассамблеей ООН в 2011 г. в Резолюции 65/309 «Счастье: целостный подход к развитию», в которой говорится: «счастье олицетворяет всю совокупность целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».
Принятие Генеральной Ассамблеей ООН этой поистине эпохальной резолюции о счастье говорит о том, что уровень развития человеческого сообщества во всех его аспектах позволяет наконец-таки заявить о возможности утверждения верховенства духовного в жизни человека и прийти к постановке той единой наивысшей общечеловеческой цели, о которой когда-то могли мечтать только философы и авторы утопий, – устремление к счастью.
Завершая, хотел бы пожелать участникам Конкурса отказаться при оценивании конкурсных работ от каких-либо фобий, страхов, - или своих доморощенных, или навязанных нам во многом искусственно в процессе многолетней антикоммунистической антисоветской истерии. Давайте постараемся сделать наш выбор взвешенно и ответственно.
С уважением,
Зобов Марк Иванович
Координатор направления «Практическая концепция Общества будущего»
+38 (095) 886-73-53, (WhatsApp, Telegram, Viber), mark.zobov@gmail.com
P.S. Желающим ознакомиться с моими наработками на тему счастья прилагаю три статьи.