Проект
3 редакция
3 редакция
ДОКТРИНА НАРОДОВЛАСТИЯ
Доктрина народовластия – проект концептуальных оснований развития украинской демократии, который предлагается общественностью украинскому народу для рассмотрения на Всеукраинском референдуме, наравне с другими предложениями такого уровня, как составляющая будущего общественного договора и как техническое задание для последующей разработки законопроектов по изменениям Конституции Украины и соответствующего законодательства.
Доктрина народовластия наработана коллективом авторов на этапе подготовки общественно-политико-научного Всеукраинского Форума Народовластия, инициированного общественностью с целью организации поддержки при выполнении Президентом Украины и властными политическими партиями положений их предвыборных программ относительно народовластия.
Проект направлен на развитие ключевых позиций Декларации о государственном суверенитете Украины касательно осуществления народом Украины его полновластия и статуса единого источника государственной власти и содержит следующие принципиальные положения, отличающие предлагаемый порядок от существующего:
1. Постоянное функционирование механизмов непосредственного народовластия в планово-ритмическом режиме плюс по мере необходимости, что обеспечивает верховенство народа и территориальных общин в управлении страной и соответствующими территориями: все важнейшие для народа Украины и территориальных общин решения принимает сам народ Украины и территориальные общины непосредственно. Обеспечивают постоянное функционирование механизмов непосредственного народовластия новообразованные органы – советы старейшин, и на всеукраинском уровне дополнительно еще один новообразованный орган – Вече, состав которого формируется путем репрезентативного случайного выбора из числа избирателей Украины и фактически выполняет функцию народного контроля.
2. Украина – парламентская республика без должности президента, состав представительных органов (советов) которой формируется по схеме покаскадного делегирования советов снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия в любое время) начиная с представителей домовых или уличных советов. Первые должностные лица на всех уровнях управления в стране избираются (назначаются) советами.
3. Образуются органы управления представителей духовно-интеллектуальной элиты – советы старейшин. Советы старейшин избираются бессрочно по схеме покаскадного делегирования советами старейшин снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с советов старейшин, избранных непосредственно общим собранием территориальных общин. Совет старейшин имеет следующие исключительные полномочия:
• Регулирование в духовно-нравственной сфере.
• Стратегическое прогнозирование, планирование и управление развитием.
• Курирование механизмов прямого народовластия, обеспечение их функционирования.
1. Базовые понятия Доктрины народовластия
Власть – потенция (способность и возможность, право) управлять кем-либо.
Народ страны – исторически сложившаяся и духовно соединенная общими ценностями и главными движущими идеями сообщество всех граждан, хозяев страны, как обладатель верховной власти (суверен), владелец природных богатств и народного хозяйства, первичный субъект общегосударственного управления и международных отношений страны.
Народовластие – наивысшая форма демократии и народного суверенитета как самоуправление в стране, при котором народ страны, обладатель верховной власти и владелец природных богатств и народного хозяйства, и его территориальные общины в пределах своих полномочий непосредственно в лице избирателей определяют основы организации и правил общественной жизни, ставят задачи самим себе и соответствующим сформированным ими органам управления, контролируют их выполнение.
Территориальная община (община многоквартирного дома, нескольких домов, улицы, квартала, микрорайона, района в городе, населенного пункта, нескольких населенных пунктов) – добровольное самоуправляющееся объединение граждан Украины, проживающих на законных основаниях на соответствующей территории, образованное решением большинства совершеннолетних, дееспособных из них с целью удовлетворения общих интересов на основе народовластия как главный субъект местного самоуправления соответствующего уровня, коллективный собственник общего имущества и бюджета, распорядитель и/или пользователь предоставленных по закону земель.
Государство – страна как субъект международного права со следующими признаками:
• постоянное население;
• определенная территория;
• собственное правительство;
• способность к вступлению в отношения с другими государствами.
2. Народовластие как система самоуправления в стране
Народовластие реализуется на всех уровнях территориальной самоорганизации граждан, начиная с территориальной общины многоквартирного дома или улицы в частном секторе в общегосударственную территориальную общину – народ страны – согласно следующей общей схеме самоуправления:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Процесс самоуправления на общегосударственном пространстве и на территориях осуществляется посредством реагирования на желания граждан и членов территориальных общин путем подготовки, принятия и исполнения решений трех уровней полномочий:
1. Решений народа страны или территориальной общины, которые принимаются с помощью механизмов прямого народовластия (референдум, собрание и т.п.) и имеют статус управленческих решений наивысшего уровня в стране или на соответствующей территории. Референдумы или собрания проводятся регулярно (не реже одного раза в год) по стандартному набору вопросов (итоги деятельности и утверждения планов развития и т.п.) и по инициативным вопросам.
2. Решений представительных органов, состав которых избирается территориальными общинами, и которые наделены полномочиями принимать нормативно-правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей исполнительных органов управления, которые наделены в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и производить в нем кадровые назначения.
3. Решений исполнительных органов, которые готовят проекты решений представительных органов, в том числе проекты бюджетов и программ развития, вносят их на утверждение в соответствующий представительный орган и обеспечивают исполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах.
3. Функционирование устройств прямого народовластия
Механизмы прямого народовластия (референдум, общее собрание и т.п.) функционируют постоянно в планово-ритмическом режиме плюс по мере необходимости, который может выглядеть, например, следующим образом: ежегодно в конце года проводится референдум, на котором рассматриваются запланированные обязательные вопросы (отчет органов управления год, оценка их деятельности и плановые ориентиры на следующий год и т.п.) плюс инициативные вопросы, в том числе другие обязательные по теме вопросы и вопросы по народной инициативе. Такой ежегодный референдум обеспечивает руководящую роль народа в вопросах развития страны, а также ставит под народный контроль все государственные органы управления и по своим последствиям может приводить к отставке состава органов или их руководителей, если народ выразит недовольство их работой. Другие обязательные по теме вопросы – это вопросы, которые относятся к исключительной компетенции народа, а именно: изменения в Конституцию Украины, определение цели, курса и стратегии развития страны, вопросы народной собственности, важные финансовые вопросы, ключевые вопросы международных отношений и т.д.
По мере необходимости могут быть проведены дополнительные референдумы (собрание и т.п.).
4. Государственные органы управления
Вече
Высший представительный орган народа Украины
Имеет исключительные полномочия:
1. Совместно с Советом Старейшин Украины осуществлять в качестве фокус-группы с решающим голосом подготовку и внесение вопросов на всеукраинский референдум (собрание и т.п.).
2. Совместно с Советом Старейшин Украины толковать Конституцию Украины и законы Украины, решать вопрос о соответствии Конституции Украины актов государственных органов управления.
3. Назначать на конкурсной основе и отзывать руководителей судов, силовых и контролирующих ведомств всеукраинского уровня.
4. Отменять какие-либо решения государственных органов управления, распускать Верховную Раду Украины.
Состав Вече (около 100 человек) формируется и обновляется пополам каждый год путем репрезентативного случайного выбора из числа избирателей Украины.
Совет Старейшин Украины
Высший представительный орган духовно-интеллектуальной элиты Украины
Имеет следующие исключительные полномочия:
1. Регулирование в духовно-нравственной сфере.
2. Стратегическое прогнозирование, планирование и управление.
3. Курирование системы народовластия по вопросам:
• Функционирование механизмов непосредственного народовластия – обеспечение подготовки и внесения на рассмотрение вопросов и выполнение принятых народом решений.
• Системный контроль состояния всей системы народовластия и своевременное исправление нарушений в ее функционировании.
• Формирование состава Вече путем репрезентативного случайного выбора.
Состав Совета Старейшин Украины (около 9 человек) избирается бессрочно Всеукраинским общим собранием представителей духовно-интеллектуальной элиты территориальных общин.
Верховная рада Украины
Высший представительный орган советов Украины
Верховная Рада Украины действует с существующим законодательным статусом, но с некоторыми изменениями, связанными с общими изменениями государственной системы управления и с другим порядком формирования ее состава.
Состав ВРУ (200-300 человек) формируется путем делегирования от областных советов и АРК с возможностью замены делегатов в любое время.
Кабинет Министров Украины
Высший исполнительный орган
Кабинет Министров Украины действует с существующим статусом высшего исполнительного органа и некоторыми изменениями, связанными с общими изменениями государственной системы управления.
Общественные советы Украины
Общественные советы Украины действуют на основе соответствующего закона и имеют полномочия участвовать в подготовке государственными исполнительными органами проектов их решений.
В состав общественных советов Украины входят представители влиятельных всеукраинских общественных объединений. Состав избирается на общем собрании общественности и утверждается решением ВРУ.
5. Местное самоуправление
Совет территориальной общины
Представительский орган самоуправления территориальной общины
Имеет, с некоторыми изменениями, полномочия согласно действующей конституции, в том числе: полномочия принимать нормативно правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей соответствующих исполнительных органов управления, которые наделены в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и производить в нем кадровые назначения.
Состав формируется путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования советами полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия) начиная с представителей домовых или уличных советов.
Выборы представителей на каждом уровне самоорганизации осуществляются по моральным и профессиональным качествам открытым образом из числа кандидатур, предложенных общинами многоквартирных домов или улиц с соответствующей территории с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других объединений граждан.
Община дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не оправдал доверие. Осуществляется это путём отзыва своего голоса членами общины. Если будет отозвано большинство голосов, данных в его поддержку при выдвижении, полномочия представителя прекращаются.
Совет старейшин территориальной общины
Представительский орган духовно-интеллектуальной элиты территориального общества.
Совет старейшин имеет следующие исключительные полномочия:
1. Регулирование в духовно-нравственной сфере.
2. Стратегическое прогнозирование, планирование и управление развитием.
3. Курирование системы народовластия по вопросам:
• Функционирование механизмов непосредственного народовластия – обеспечение подготовки и внесения на рассмотрение вопросов и выполнение принятых территориальными общинами решений.
• Системного контроля состояния соответствующей системы местного самоуправления и своевременной устранения нарушений в ее функционировании.
Состав Совета старейшин формируется бессрочно путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования советами старейшин снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с советов старейшин, избранных непосредственно общим собранием территориальных общин.
Местные исполнительные органы управления
Местные исполнительные органы управления имеют с некоторыми изменениями полномочия согласно действующей конституции, в том числе: готовят проекты бюджетов и программ развития, утверждают их в соответствующем совете и обеспечивают исполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах.
Местные общественные советы
Местные общественные советы действуют на основе соответствующего закона и имеют полномочия участвовать совместно с исполнительными органами в подготовке проектов решений соответствующего совета.
В состав входят представители влиятельных активных общественных объединений, действующих на соответствующей территории – это общественные организации профсоюзов, женские, молодежные, бизнес, ветеранские другие. Состав избирается на общем собрании общественности и утверждается решением соответствующего совета.
_______________________
В разработке проекта Доктрины народовластия приняли участие и поддержали ее в качестве основы для дальнейшей совместной доработки: Бушнов В.В., Зобов М.И., Зубков А.В., Ломазов А.М., Николаенко А.Ф., Палий В.Н., Чепец В.И., Пилипко А.Г. (частично поддержал проект с особым мнением), Лаврик В.Н. (поддержал как первоочередную рабочую версию по внедрению народовластия; предложения в Доктрине цифрового народовластия, особенно по Мобильному регистратору, будут востребованы сразу, как только в Украине начнется институциональное развитие действительного народовластия).
За участниками разработки сохраняется право иметь особую точку зрения по некоторым положениям Доктрины народовластия с предположением, что при дальнейшей доработке Доктрины народовластия и в процессе ее реализации противоречия будут постепенно сняты.
Исп. М. Зобов
095-886-73-53, mark.zobov@gmail.com