Территориальные громады как субъекты права
Интерес к теме территориальных громад не угасает в украинском обществе, поскольку прошло уже более 10 лет, как украинский гражданский актив поставил перед собой задачу становления в Украине полноценных территориальных громад и пока с этой задачей не справился.
Обратился ко мне Александр Анатольевич Шехавцов с предложением открыть на данном форуме тему по территориальным громадам, чтобы проговорить проблемные моменты в движении сторонников становления территориальных громад.
Открываю здесь эту тему и сразу вкратце выскажу свое мнение о ситуации в данном вопросе.
Тема территориальных громад возникла в Украине в 2011 году, когда мною при поддержке Гражданского совета Харьковщины было инициировано создание всеукраинского общественного движения за народовластие. Тогда в Киеве в течение года была проведена серия круглых столов, совещаний и пр., где стало очевидным, что основа народовластия – территориальные громады, порождающие все вместе всеукраинскую территориальную громаду – народ Украины. Т.е. замыслилось двигаться снизу вверх в развитии украинского народа и его государственности. Загорелись тогда этой темой известная украинская правозащитница Римма Белоцерковская и ряд ее сподвижников. По Украине стали множиться инициативные группы, вдохновленные и просвещенные лидерами движения территориальных громад. Движение обрело заметный размах и власть имущие включили тормоза – внесли необходимые изменения в Конституции и законах, а лидеров объявили сепаратистами. Начались гонения. Потом добавился КОВИД с запретами на собрания, потом война… Но тема, невзирая ни на что, все равно жива, что свидетельствует о ее жизнестойкости, укорененности в общественном сознании. За этой темой – будущее.
Критически оценивая пройденный путь и осмысляя проблематику, хотел бы отметить следующее. К сожалению, в деятельности участников движения территориальных громад был сделан основной упор на организационно-правовой аспект: проведение учредительных собраний территориальных громад, утверждение их статутов, регистрация статутов, потом регистрация и самих территориальных громад как юридических лиц и т.д. При этом совершенно упуская из виду, что территориальная громада – это не просто совокупность граждан населенного пункта, проведших собрание и оформивших какие-то бумаги, а это еще и духовно сплоченная общность, обладающая коллективным разумом, волей. В 2015 году мною была написана статья «Правосубъектность территориальных громад Украины» http://dialogs.in.ua/index.php?showtopic=599 , в которой говорится:
«Вообще решение проблематики крайне неудовлетворительного положения дел в сфере местного самоуправления надо искать совсем в ином – в становлении субъектности территориальных громад. Для этого надо сделать всего лишь ОДНО – запустить механизм прямого народовластия. И чтобы этот механизм работал как часы – чтобы громада регулярно (и внеочередным образом в случае необходимости) принимала решения, обязательные к исполнению ВСЕМИ на территории громады. Как это предлагается, в частности, в проекте Доктрины народовластия http://politiko.ua/blogpost122898 .
Что для этого необходимо сделать?
Субъект правовых отношений должен обладать, как известно, следующими качествами:
• внешняя обособленность;
• персонификация (выступление вовне в виде единого лица - персоны);
• способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.
Жители населенного пункта россыпью, в полном или не полном составе, вне зависимости от возраста и дееспособности, не могущие вырабатывать, выражать и осуществлять ОБЩУЮ волю – таковым субъектом не являются. Но из текста статей КУ этой разницы между просто жителями и территориальной громадой не видно, более того, между ними как бы стоит знак «равно». Что полностью дезориентирует граждан Украины.
Харьковский актив приверженцев идеи народовластия в течение ряда круглых столов под общей вывеской «Понятийный аппарат народовластия» проработал в 2014 году понятие «территориальная громада» с целью уяснения, что же должен являть собой этот субъект правовых отношений http://www.zobov.org.ua/content/464/ . В ходе обсуждения выявилась также необходимость расширения сферы применения понятия и на иные территориальные социальные общности (многоквартирный дом, улица, квартал, микрорайон …). В результате получилось следующее определение:
Територіальна громада (громада багатоквартирного будинку, кількох будинків, вулиці, кварталу, мікрорайону, району в місті, населеного пункту, кількох населених пунктів) – добровільне самоврядне об’єднання громадян України, що мешкають на законних підставах на відповідній території, утворене рішенням більшості повнолітніх, дієздатних з них з метою задоволення спільних інтересів на засадах народовладдя як головний суб'єкт місцевого самоврядування відповідного рівня, колективний власник спільного майна та бюджету, розпорядник та/або користувач наданих згідно із законом земель.
Завершает прописанную в данном определении иерархию территориальных громад (начиная с громады многоквартирного дома) всеукраинская громада – народ Украины (выработка определения соответствующего понятия находится на завершающем этапе). Выстраивание в Украине всей пирамиды территориальных громад, включая всеукраинскую, приведет к появлению множества территориальных субъектов правовых отношений, способных вырабатывать, выражать и персонифицированно осуществлять общую волю членов территориальных громад и всего народа, что и приведет к народовластию.
Предлагаемое определение территориальной громады, в случае его введения в текст КУ (кстати, участники круглых столов считают необходимым введение терминологического раздела в КУ), будет означать, что территориальных громад, как субъектов правовых отношений, в Украине пока еще нет, за теми редчайшими исключениями, которые возникли в последние годы по итогам общих собраний, инициированных общественниками-активистами. Такие территориальной громады надо еще только создавать (учреждать).
Вместе с тем, словосочетание «создание территориальных громад» уже сегодня очень популярно, невзирая на его очевидную нелепость, поскольку в соответствии с действующей конституционной формулой оно дословно означает «создание жителей населенных пунктов» . Те же, кто пользуется этим словосочетанием, подспудно осознают, что на самом деле они говорят о создании коллективных субъектов правовых отношений, а не жителей. Так, быть может, пришла уже пора называть вещи своими именами?»
О том, как запустить механизм прямого народовластия, предлагается в материале «Шлях до народовладдя» "Путь к народовластию" (прилагается) http://dialogs.in.ua/index.php?showtopic=489.
На этом завершаю вводную часть разговора и прикрепляю следующие материалы:
1. Правосубъектность территориальных громад Украины.
2. Шлях до народовладдя.
3. Путь к народовластию.
4. Рішення Верховного суду за позовом селищного голови Пивовар Наталії Іванівни.
Зобов Марк Иванович,
+38 (095) 886-73-53, (WhatsApp, Telegram, Viber), mark.zobov@gmail.com