О необходимости и целесообразности введения
института Совета старейшин в Украине
института Совета старейшин в Украине
Вполне очевидным является тот факт, что действующая система государственного и местного самоуправления уже не в состоянии обеспечивать устойчивое бескризисное развитие страны. Свидетельством этому служат майданы 2004 и 2014 гг, утрата Крыма, война в Донбассе и все более ухудшающееся общее положение в Украине, грозящее ей утратой государственности. Уровень явки избирателей, упавший ниже 50%, красноречиво свидетельствует о том, что народом Украины открыто высказано недоверие действующей системе организации власти.
Создание на всех уровнях управления социального института в виде Совета старейшин, включающего в свой состав на постоянной основе опытных и авторитетных представителей территориальных громад, призвано содействовать преодолению кризиса управления посредством обеспечения эффективной саморегуляции украинского общества в тех стратегически важных сферах жизнедеятельности, которые сегодня находятся вне зоны чьей-либо компетенции и ответственности, что и послужило основной причиной управленческого кризиса в стране. На сегодня в Украине:
• Отсутствует системная практика непосредственного волеизъявления граждан путем проведения референдумов, опросов, общих собраний и т.п. Это является прямым нарушением действующей Конституции Украины, согласно которой народ и территориальные громады осуществляют свою власть, прежде всего, непосредственно.
• Отсутствует долгосрочное стратегическое управление развитием Украины и ее регионов по той причине, что через каждые 5 лет после смены властных команд происходит и соответствующая смена стратегического курса.
• Полностью отсутствует регулирование в духовно-нравственной сфере, вследствие чего в стране нет единого морального кодекса, расцветает безнравственность, общество морально разлагается и деградирует.
Более подробно по указанным направлениям.
Непосредственное волеизъявление
Согласно Конституции Украины:
«Статья 5.
Украина является республикой.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.
Никто не может узурпировать государственную власть. »
На сегодня вполне обоснованно можно заявить, что власть в Украине узурпирована государством, его органами и должностными лицами. Это факт! Ведь власть предержащими со дня принятия Конституции Украины заблокировано принятие законов, действенным образом обеспечивающих непосредственное волеизъявление граждан. Таким образом граждане оказались без механизмов непосредственного управления и цивилизованного бесконфликтного решения возникающих в обществе проблем. Отсюда и майданы. Изменить этот антиконституционный порядок может только сам народ Украины, как суверен.
Какова может быть роль Всеукраинского совета старейшин в этом процессе?
Будучи созданным на волне широкой народной поддержки, Всеукраинский Совет старейшин, пользуясь этой поддержкой, вносит в Верховную Раду Украины и уверенно сопровождает рассмотрение и принятие законопроектов о референдумах, опросах и общих собраниях, не уступающих лучшим мировым образцам. В данных законопроектах прописывается организующая роль советов старейшин в обеспечении надежного и эффективного функционирования механизмов непосредственного волеизъявления граждан. После принятия данных законов Всеукраинский Совет старейшин приступает к выполнению своих функций.
Аналогичные действия осуществляются и на местах. Местные советы старейшин организуют изменения местных нормативно-правовых актов (уставов территориальных громад, положений и пр.) в части проведения местных опросов и общих собраний и приступают к исполнению своих функций.
Долгосрочное стратегическое управление
В соответствии с Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» № 1602-III от 23.03.2000 г. прогнозные и программные разработки в Украине осуществляются на среднесрочный (5лет) и краткосрочный (1 год) периоды. Допускается возможность разработок и на более длительный период, но остается открытым вопрос – кому это надо, если у власти временщики на 5 лет?
Мне довелось участвовать руководителем одной из рабочих групп при разработке «Стратегии социально-экономического развития Харьковской области до 2011 года», инициированной назначенным в октябре 2000 года губернатором Харьковской области Е.П. Кушнаревым. На первой встрече Е.П. Кушнарева с разработчиками я задал ему вопрос – кто будет нести ответственность за реализацию этой стратегии в случае смены руководства, ведь руководящей и направляющей силы уже нет? Он не смог ничего мне ответить. А вопрос я задал ему неспроста, ведь он сменил О.А. Демина, под руководством которого была уже разработана программа развития области до 2010 года. Так вот она пошла в урну.
Немногим лучше судьба и всех остальных стратегических разработок как на местном, так и на всеукраинском уровнях. И это не удивительно при имеющейся кадровой чехарде. По этой же причине за все годы независимости народ Украины так и не определился со своей национальной идеей – социальным идеалом, поддержанным народом – большинством граждан Украины на референдуме. И все опять же потому, что нет «крайних» – ответственных за решение этой задачи.
Создание института Совета старейшин призвано навести порядок в этом стратегически важном направлении, обеспечив открытое и эффективное участие граждан Украины в управлении своей страной.
Регулирование в духовно-нравственной сфере
Одним из инициаторов создания института Совета старейшин адвокатом А.Г. Пилипко сделана подборка нормативно правовых актов по вопросу моральности и духовности:
Конституция Украины
Статья 35.
Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и моральности населения или защиты прав и свобод других людей.
Цивильный Кодекс Украины:
Статья 13. Пределы осуществления гражданских прав
4. При осуществлении гражданских прав лицо должно придерживаться моральных основ общества.
Статья 19. Самозащита гражданских прав
1. Лицо имеет право на самозащиту своего гражданского права и права другого лица от нарушений и противоправных посягательств.
Самозащитой является применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества.
Статья 26. Объем гражданской правоспособности физического лица
4. Физическое лицо способно иметь другие гражданские права, не установленные Конституцией Украины, настоящим Кодексом, другим законом, если они не противоречат закону и моральным принципам общества.
Статья 203. Общие требования, соблюдение которых необходимо для действительности сделки
1. Содержание сделки не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам.
Статья 228. Правовые последствия совершения сделки, которая нарушает публичный порядок, совершенное с целью, противоречащей интересам государства и общества
3. В случае несоблюдения требования о соответствии сделки интересам государства и общества, его моральным принципам такая сделка может быть признана недействительной.
Статья 289. Право на личную неприкосновенность
3. ...
В случае жестокого, аморального поведения физического лица относительно другого лица, являющегося в беспомощном состоянии, применяются меры, установленные этим Кодексом и другим законом.
Статья 300. Право на индивидуальность
2. Физическое лицо имеет право на сохранение своей национальной, культурной, религиозной, языковой самобытности, а также право на свободный выбор форм и способов проявления своей индивидуальности, если они не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества.
Статья 319. Осуществление права собственности
2. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону.
При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей собственник обязан соблюдать моральные основы общества.
Статья 442. Опубликование произведения (выпуск произведения в свет)
2. Произведение не может быть опубликован, если он нарушает права человека на тайну его личной и семейной жизни, наносит ущерб общественному порядку, здоровью и нравственности населения.
Статья 1169. Возмещение вреда, причиненного лицом в случае осуществления им права на самозащиту
2. Если в случае осуществления лицом права на самозащиту она нанесла вред другому лицу, этот вред должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Если такой ущерб причинен способами самозащиты, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества, она возмещается лицом, совершившим противоправное действие.
Статья 1242. Завещание с условием
2. Условие, определенное в завещании, является ничтожным, если оно противоречит закону или моральным принципам общества.
Уголовный Кодекс Украины:
Статья 66. Обстоятельства, смягчающие наказание
1. При назначении наказания обстоятельствами, смягчающими, признаются:
7) совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными или аморальными действиями потерпевшего;
Раздел XII ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ.
Закон Украины «О защите общественной морали»
Закон устанавливает правовые основы защиты общества от распространения продукции, которая негативно влияет на общественную мораль.
В статье 1 настоящего Закона общественная мораль определяется, как система этических норм, правил поведения, сложившихся в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, общественном долге, совести, справедливости.
Согласно ст. 5 Закона, содержанием государственной политики в сфере защиты общественной морали является создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, способствующих реализации права на информационное пространство, свободное от материалов, представляющих угрозу физическому, интеллектуальному, морально-психологическому состоянию населения.
Одним из основных направлений государственного регулирования оборота информационной продукции, влияющей на общественную мораль, является формирование единой комплексной системы обеспечения защиты моральных основ и утверждение здорового образа жизни в сфере информационной деятельности, образования и культуры.
Как видно из 35 ст. Конституции Украины, нормы морали стоят выше правовых норм. Человек реализует свои права с оглядкой на то, не нарушает ли он при этом общественную мораль. Это вполне логично и объяснимо, поскольку исторически сначала появились моральные нормы (те же библейские заповеди) и только потом на их основе строились нормы права. В этом плане интересная дискуссия возникла как-то у меня с борцами за права сексуальных меньшинств устраивать гей-парады. Я сделал ссылку на 35 статью Конституции Украины и пояснил, что такого рода парады допустимы только в случае, если против этого не будет возражать общество с этических позиций. Для них это было открытием. Всем настолько забили сознание правами человека, что забыли про мораль, словно ее уже и не существует.
А это действительно так – моральных норм в Украине не существует! Нет в стране, условно говоря, морального кодекса строителя суверенной Украины! В том же Законе Украины «О защите общественной морали» сами нравственные основы и не предлагаются. А раз так, то повисли в воздухе все вышеприведенные статьи уголовного и цивильного кодексов и самой Конституции Украины, где идет отсылка к общественной морали. Все эти статьи – пустышки!
Происходит это по той причине, что для осуществления регулирования в сфере морали не созданы органы, аналогичные тем, что существуют в сфере права. Нет моральнотворческих и моральноохранительных органов, моральносудия, наподобие право(законо)творческих и правоохранительных органов, правосудия. Нет их и в Европе, где на смену уходящей религиозной не пришла светская мораль, потому там и творится этот ужас – моральная вседозволенность, грозящая европейской цивилизации гибелью.
Пора одуматься и нам, и им. И Советы старейшин, объединяя в своих рядах авторитетных, уважаемых граждан, призваны взять на себя эту первостепенной важности миссию – задавать моральные стандарты (в первую очередь своим примером), утверждать их всенародным референдумом, и стоять на страже соблюдения этих стандартов.
Резюме
Из вышеприведенного анализа следует необходимость и целесообразность создания социального института Совета Старейшин, осуществляющего управленческие функции в трех сферах:
• Прямое народовластие.
• Стратегическое планирование.
• Духовно-нравственное регулирование.
Но не является ли это неким «велосипедом»? Может все это уже где-то придумано и не надо попусту ломать голову?
Сразу могу сказать – такого «велосипеда» с тремя функциями ни в природе, ни в обществе еще не существует, это харьковское изобретение http://politiko.ua/blogpost130036 , основы которого были заложены в Резолюции международного научно-общественного круглого стола "Методологические основания современного социального проектирования" http://dialogs.in.ua/index.php?showtopic=45 и которое нашло отражение в проекте Доктрины народовластия http://politiko.ua/blogpost122898 . Но аналоги есть. И в исторической практике человечества, и в истории нашего народа, где опыт и знания старшего поколения всегда ценились. Имеет это место и в современной практике.
18 июля 2007 года в Йоханнесбурге в день рождения Нельсона Манделы состоялось провозглашение образования организации всемирного уровня – «Старейшины» (англ. The Elders ) https://ru.wikipedia.org/wiki/Старейшины_(организация) . Это группа влиятельных, всемирно известных, полных энтузиазма деятелей, использующих свою решимость, мудрость, лидерство в борьбе с трудноразрешимыми проблемами. Отличительная особенность старейшин заключается в том, что их карьеры сейчас находятся на том витке развития, когда у них нет других намерений, кроме как забота о человечестве. Старейшинам не платят за их работу. Они уполномочены участвовать в разрешении конфликтов по всему миру. Авторитет совета старейшин на международной арене велик.
В конце 2007 г. решением лидеров стран Eвросоюза на саммите в Брюсселе был создан так называемый "Совет старейшин" (или "группа мудрецов"), призванный содействовать эффективному реагированию EС на вызовы в длительной перспективе http://news.liga.net/news/world/351883-str...-stareyshin.htm .
А уже в 2008 году Л.М. Кравчуком был создан первый украинский совет старейшин http://delo.ua/ukraine/kravchuk-sozdal-sovet-starejsh-71532/ .
Но его инициатива так и не получила развития и в 2011 г. руководителями трех украинских церквей была создана так называемая Инициативная группа «Першого грудня» http://1-12.org.ua , являющаяся, по сути своей, советом старейшин – самым «молодым» в составе группы был 62-летний М.Ф. Маринович. Но и эта инициатива не получила массовой поддержки, хотя в сравнении с первой она оказалась гораздо более удачной, привлекла внимание интеллектуалов Украины, в том числе мое http://politiko.ua/blogpost80755 . Горьким было последующее разочарование http://politiko.ua/blogpost89213 .
Поэтому, по сути своей, наша харьковская инициатива будет являть собой третью попытку возведения духовно-интеллектуальной элиты Украины на достойное место в системе общегосударственного и местного управления. Глобально миссия многоуровневой системы советов старейшин видится в создании соборного интеллекта украинской нации, в организации общественного диалога, без чего в принципе невозможна субъектность народа Украины и ее территориальных громад, недостижим идеал народовластия.
Группа инициаторов осознает свою ответственность за судьбу Украины, считает свой проект актуальным и значимым в деле прекращения разрушительных процессов, протекающих в стране, и выражает надежду на поддержку инициативы всеми, кому дорога Украина. Планируется ответственно и всесторонне продумать замысел с общественным активом, отмерять семь раз, чтобы не допустить просчетов и фатальных ошибок, особенно на старте. Опыт предшественников показывает, что советы старейшин смогут обрести свой высокий статус только в случае широкой общественной поддержки – в этом ключ успеха, поэтому приглашаем к обсуждению инициативы на круглых столах, конференциях и в интернете всех неравнодушных http://dialogs.in.ua/index.php?showforum=344 .
Марк Зобов
Председатель Ассоциации
«Духовно-интеллектуальный выбор»
095-886-73-53, mark_zobov@mail.ru