Задорожный Г. В., д. э. н., профессор,
академик Академии философии хозяйства,
сопредседатель Всемирного научного
ноосферно-отнологического общества


ДИВО - 21:
концептуальные основы преодоления
современного глобального кризиса


Мы вступаем в эпоху, когда пафос отсечения корней
уступает место их поиску, их обретению и
даже покаянию перед ними. Это всемирный процесс.
Свящ Вл. Зелинский, 2000


Об актуальности проекта «ДИВО – 21»


При создании Всемирного научного ноосферно-отнологического общества инициаторы исходили из того, что, с одной стороны, мыслящие люди о проблеме выживания человечества и созидания человечного будущего понимают, что длящийся с конца ХХ века глобальный кризис весьма четко засвидетельствовал, что современный человек и нынешнее человечество потеряло понимание своей истинной природы, онтологических основ своей целостной жизнедеятельности. Это, по сути, и стало глубинным спусковым крючком для наблюдаемых острейших рисков, опасностей и катастроф во всех уголках планеты.

С другой стороны, уже более четверти века человечество не может разработать продуктивную для жизнедеятельности «общемира» – человека и Природы стратегию выживания, которая бы смогла обеспечить выход из кризиса и наметить пути и механизмы развития посткризисного мира.

После длительного обсуждения принят и широко распространен МАНИФЕСТ ВННОО, в котором описана нынешняя кризисная ситуация и указан основной путь-вектор разрешения острейших современных глобальных социально-экономических проблем и асимметрий через разработку универсального комплексно-целевого глобально-эволюционного проекта «ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ» («Д И В О – 2 1») для всех людей доброй воли, но прежде всего подрастающих поколений, которым должно принадлежать человечное будущее.

Название «ДИВО – 21» принадлежит председателю нашего ВННОО д. э. н, профессору Бабичу Валерию Петровичу.

Сегодняшняя задача сводится к тому, чтобы определиться в обсуждении и принятии основных научно-методологических, если хотите, концептуальных оснований «ДИВО – 21».

При этом сразу же следует сделать основополагающую сущностную оговорку, что концепция «ДИВО – 21» не является чисто научным проектом; она рассчитана для понимания и реализации всеми людьми доброй воли, т. е. в ее изложении не должно быть нагромождений абстрактно-непонятных категорий, чем сильно грешат авторы многих предлагаемых оригинально-научных концептов.

«ДИВО – 21» должно стать духовно-интеллектуальным импульсом развертывающегося во всемирном масштабе стратегическим проектом выживания всего человечества.

Важно сейчас сосредоточиться на двух моментах: выработать методологические основания содержательного понимания проекта «ДИВО – 21» и сосредоточиться на создании методического сопровождения реализации концепции «ДИВО – 21» во всемирном масштабе.

Основные причины необходимости разработки и реализации
«ДИВО – 21» в условиях длящегося глобального кризиса человечества


Здесь Вашему вниманию предлагаю свое видение причин и основ методологии концепции «ДИВО - 21» как основные тезисы для коллективного обсуждения. В этих тезисах сконцентрировано видение проблемы императива выживания человека и человечества в формате новой современной – постнеклассической ЧЕЛОВЕКОМЕРНОЙ науки, которая знаменует 4-ую научную революцию, а главным объектом ее исследований стали человекоразмерные комплексы, в которых целостная личность является ядром таких комплексов.

Основные причины необходимости разработки и реализации проекта «ДИВО – 21» можно свести к следующим трем:

Во-первых, произошедшее разрушение социального государства и механизмов социальной защиты четко свидетельствует, с одной стороны, о понижении, а порой и потери критериев социальности, а с другой стороны, о возникновении вопроса: почему социальность перестала работать на благо миллиардов жителей планеты? Может в самой социальности, в ее современном понимании что-то произошло, что пока не поняла даже сама традиционная социальная наука?

Во-вторых, наблюдается мощное повсеместное усиление, укрепление экономической власти в ее самой новой форме – финансово-интеллектуальной власти. Сила современного финансового капитала и сила человеческого интеллекта, соединенные вместе, творят бесчеловечность, противочеловечность в самых разных образах и формах.

Не реально производящие, жизнеутверждающие и жизнеобеспечивающие операции-производства в новом веке являются главными для человека и его развития как личности, а финансово-спекулятивные виртуальные технологии сегодня «правят бал».

Из этого вполне очевидно, что развитый человеческий интеллект во многом используется против блага человека и его счастливого человечного будущего. Проблема, как представляется, не в самом развитии интеллекта, а в формах и механизмах его использования.

В-третьих, в начале нового века и тысячелетия начало приходить понимание навязанной, прежде всего, марксистской философией догмы о первичности материи и вторичности сознания, которая и сегодня господствует, подпитывая диалектику как понимание механизмов борьбы противоположностей, теоретически разрывая и умертвляя феномены целостной реальности. В диалектике – главное борьба до победы одной стороны, а не отношения целостности, совместности, органичности и гармонии.

Но для понимания целостного мира, целостности реальности и целостной жизнедеятельности целостного человека-личности необходимо переходить к новому методу миропостижения – триалектике.

В триалектике выявляется постоянно присутствующий главный, связывающий все и вся собой, всепроникающий дух, духовность (более понятно и просто для обыденного понимания – сознание).

Сознание, как указывают новейшие научные эксперименты, является более фундаментальным основанием реальности, чем привычно-традиционные для механико-материалистической науки: материя, пространство и время.

Не постигнув и не поняв внутреннего духовного мира человека, мы не можем понять целостную реальность, Универсум как макрокосм и человека как микрокосм.

Дух, духовность, сознание – это главный вектор старой-новой задачи миропостижения, которая возникла перед наукой ХХI века. Но вместе с тем становится основанием реализации императива выживания человечества в новом веке.

Главные методологические основания разработки «ДИВО- 21»

Длящийся сегодня глобальный полисистемный кризис человечества свидетельствует, что, с одной стороны, ответ на сформулированный Великим Мудрецом современности Никитой Моисеевым «Быть или не быть… человечеству?» требует неотложной реализации императива выживания человека и планетарного сообщества; с другой стороны, необходимо четко определиться в том, почему в современном высокотехнологическом мире возник этот кризис и как следует из него выходить, чтобы сохранить Жизнь, Природу и Человека.

Величайшие мыслители современности, в том числе нобелевские лауреаты Морис Алле и Амартия Сен, четко указали, что главная причина глобального кризиса находится в духовной сфере, а потому истоки кризиса порождены существенными пробелами в нынешнем миро(не)понимании, где продолжает господствовать традиционная механико-материалистическая наука.

Технократически много рассуждая о целостности мира, традиционная наука практически мало что сделала для познания духовного мира человека, его сознания, повышения роли нравственных ценностей и моральных норм, социально-справедливых способов распределения созданного богатства.

По сути, существует копившийся веками разрыв физического и духовного мира, который неизменно принижает роль человеческого сознания, духовно-нравственных ценностей и мотивов в современной жизнедеятельности.

Важно методологически и концептуально понимать, что:

1. Господствующая сегодня идеология рыночного фундаментализма, основанная на постулатах неоклассической экономической теории и методологии индивидуализма, исчерпала себя, ибо, по сути, изначально не была направлена на развитие человека как цели общественного воспроизводства. Модель экономического индивида, одностороннего и экономически-функционального, по существу абстрактного, оторванного от хозяйственных реалий, и превращающего человека в средство прибыли и капитала, наложила негласное вето на рассмотрение целостного человека-личности, который должен самореализовываться как базовый свободно-ответственный творческий субъект хозяйствования ради обеспечения своего достоинства, благосостояния и счастья.

2. Все многообразие современных антикризисных стратегий, предложенных учеными разных стран, по-прежнему исходящих из био-социальной природы человека, не учитывают того важнейшего фундаментального факта, что истинная человеческая природа имеет единый триипостасныйдуховно-био-социальный характер. Такая целостная природа каждой личности развертывается посредством всего процесса ее жизнедеятельности именно в хозяйстве.

Духовное основание-составляющая в природе человека задает весь уклад жизни, а совесть внутренне контролирует благоносность хозяйственных решений и действий.

3. Основным методом постижения человека и его хозяйственного мира является триалектика (дух, духовность как неизбежное третье во всех явлениях и процессах реализуется как всепроникающий и всесвязующий живой «клей» реальности), представленная прежде всего в ЛИЧНОСТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ (именно личность как целостность, как микрокосм является со-творцом действительности). Это же выступает, с одной стороны, не просто выражением онтологического знания, но чрезмерно актуализирует его как фундаментальное основание всеобщего целостного универсумного человеческого знания; с другой стороны, распаковывает духовные изначальные смыслы жизнеотправления человека.

Эти три основополагающие основания нового мировидения и «нового» понимания человека, имеющего триипостасную – духовно-био-социальную природу, где духовная ипостась является оплодотворяющей и определяющей всю жизнедеятельность личности, – это тот современный формат, мышление в котором открывает реальные возможности решения проблемы выживания человека как особого, духовно-разумного биологического вида Жизни.

Триединая духовно-био-социальная природа Чело-Века, благодаря новейшим научно распакованным смыслам этой природы через гены (собственно биологическое), мемы (собственно культурное) и уны (собственно человечное), позволяет не просто оценить ныне господствующие в общественном сознании две концепции (устойчивого с экологическим уклоном и ноосферного с растущей научной мыслью как новой геологической силой) будущего развития, но и существенно уточнить и достаточно сильно аргументировать, что эти концепции носят технократический, в лучшем случае техно-социальный характер и не позволяют выходить в пространство-время истинной Чело-Вечности.

Уном «свобода-ответственность», в котором изначально предзаложен истинный универс – человечность (С. Н. Булгаков), требует своего целостного развертывания в хозяйстве как целостной сфере жизнедеятельности человека-личности.

Всестороннее осмысление нынешней глобально-кризисной реальности и современного состояния человековедческой науки вызывает необходимость разработки человекоспасающей и жизнеутверждающей стратегии Духовно-ноосферно-устойчивого хозяйственного развития, в которой именно Духовность-Человечность должна определять благостный для Чело-Века смыслопоиск и развертывать человечные смыслы в хозяйственные решения и практические действия.

Из сказанного вытекает понимание того, что выживание человечества требует кардинального изменения сознания и качеств каждого человека в направлении утверждения человечности, что может быть осуществлено через широкое развертывание процесса духовно-интеллектуального воспитания и образования («ДИВО») всех людей доброй воли, прежде всего молодежи.

В этом методологически-концептуальном русле и предстоит облечь в методическое «тело» идею «ДИВО – 21».

Литература.
1. Задорожный Г. В. Духовно-ноосферно-устойчивое хозяйственное развитие как стратегический вектор возрождения украинского общества. – Харьков: ВННОО имени В. И. Вернадского, 2015. – 107 с.
2. Задорожный Г. В., Задорожная О. Г. Человекомерная экономическая наука: проблемы методологии. – Харьков: ВННОО имени В. И. Вернадского, 2015. – 416 с.
3. Задорожный Г. В. Иначе возможное как со-творчество человечности (размышления о главном в святи с кризисом экономической науки). – Полтава: Скайтек, 2011. – 259 с.
4. Задорожный Г. В. Человекоспасительная функция хозяйствоведческой науки. – Харьков: Точка, 2012. – 180 с.
5. Задорожный Г. В., Кацуба А. В. Глобализирующееся знаниеемное хозяйство: проблемы ренты и квазиренты. – Харьков: Точка, 2013. – 233 с.