Задорожный Г. В., д. э. н., проф., академик
Академии философии хозяйства, заведующий кафедрой
международной экономики и мирового хозяйства
ХНУ имени В. Н. Каразина, сопредседатель Всемирного
научного ноосферно-онтологического общества,
Задорожная О. Г., к. э. н., доцент, кафедра
международной экономики и мирового хозяйства
ХНУ имени В. Н. Каразина
СОВРЕМЕННАЯ ОНТОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
СУДЬБОНОСНОЙ ЧЕЛОВЕКОМЕРНОЙ ГЛОБАЛИСТИКИ
(тезисы доклада на городском междисциплинарном
методологическом семинаре 15.04.2016 г.)
Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году. Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος – сущее, то, что существует + λόγος – учение, наука) – учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
Специфика современной онтологии и ее актуализация определяется глобальной поликризисностью современной действительности, где именно духовная сфера, с одной стороны, является главной причиной поликризиса; с другой стороны, становится главным объектом изучения новой постнеклассической человекомерной науки; с третьей стороны, задает коридор-формат возможностей выживания человечества как особого биологического вида – homo sapiens.
Основные понятия современной онтологии: бытие, его структура, свойства и формы; движение; духовность; материя; пространство-время; духовно-био-социальная природа человека; личность; уном «свобода-ответственность»; хозяйство-жизнетворчество; духовно-ноосферно-устойчивое развитие.
Роль и место современной онтологии в постижении современного мира. Универсумика как наука о существовании Универсума, постижение которого не ограничивается ни данными отдельных наук, ни форматом традиционной механико-материалистической науки, но характеризуется как целостность бытия, прежде всего целостность жизнедеятельности целостного человека-личности. Внутренний духовный мир и сознание человека – новый предмет постнеклассического человекомерного знания.
Трансперсональная психология как современная составляющая-основание современной онтологии экспериментально доказала, что:
во-первых, «мировоззрение, созданное традиционной западной наукой и преобладающее в нашей культуре, в своих наиболее строгих формах совершенно несовместимо с каким бы то ни было понятием о духовности» ;
во-вторых, «духовность – это нечто, характеризующее взаимосвязь индивидуума с Вселенной и не обязательно нуждающееся в формальной структуре, коллективном обряде или посредничестве священнослужителя»; она характеризует те ситуации, которые связаны «с личным переживанием определенных измерений реальности, придающих жизни человека и бытию в целом нуминозное, священное качество» ;
в-третьих, «сознание и человеческая психика – это что-то гораздо большее, нежели случайные продукты физиологических процессов в мозге; они представляют собой отражение космического разума, который пронизывает все сущее. Мы не просто биологические машины и высокоразвитые животные, но и безграничные поля сознания, превосходящие пространство и время» (выделено нами – Г. З., О. З.).
Онтология в этом ключе становится смысло-порождающим знанием о современном кризисном и посткризисном бытии свободно-ответственной творческой личности, которое определяется «коридором» осознания и практического созидания иначе возможного (А. С. Панарин) – благостного гармоничного человеческого общества путем коэволюционного развития Человека и Природы.
В условиях современного глобального кризиса, когда на рубеже веков и тысячелетий возник судьбоносный вопрос: Быть или не быть… человечеству?, онтология обретает новое звучание: в основе постижения бытия и практического целостного хозяйствования на планете Земля должен стать безусловный императив экзистенциальной ответственности человека за будущее и за свою ценностно-качественную личностную жизнедеятельность во благо общества и Природы.
В этом понимании современная онтология преимущественно совпадает с глобалистикой, как всеобще-интегральной наукой о состоянии и закономерностях человечного движения глобального мира – Универсума, где взаимозависимые и взаимодействующие мировИдение и мироведЕние отличают и придают специфику человеку и его хозяйству-жизнедеятельности глобальное измерение. Именно такое понимание глобальности формирует особое целостное знание – глобалистику, а «глобалистика выглядит судьбоносной дисциплиной, и мир будет таким, каким будет глобалистика» (выделено нами – Г. З., О. З.).
Хозяйство как целостная сфера жизнедеятельности Чело-Века есть поле изучения и реализации трансперсональных переживаний, которые развертывают глубинные духовно-нравственные ценности и мотивы личности, предначально заложенные в ее уноме человечности (включает в себя геном – биологическое и мемон – социокультурное).
Такое онтологическое понимание хозяйства позволяет обосновать вывод, что из современных кризисных глобальных проблем имеется единственный продуктивный выход – качественное изменение сознания человека на основании восприятия вечных духовных ценностей и их реализации в хозяйствотворении. Трансперсональная психология обосновывает, что «единственным эффективным и долговременным разрешением этих проблем может быть радикальное внутреннее преобразование человечества в массовом масштабе и его последующий подъем на более высокий уровень сознания и зрелости» (выделено нами – Г. З., О. З.).
Изучение этой жизнеспасительной человекомерной проблемы именно и должна заниматься современная онтология в своей актуальной форме судьбоносной глобалистики, а жизнеутверждающей человекомерной стратегией выживания человека/человечества в ХХI веке должно стать духовно-ноосферно-устойчивое хозяйственное развитие, где именно духовная ипостась, духовно-нравственные ценности и мотивы оплодотворяют все хозяйственные размышления, решения и действия, самопознание и самореализацию Чело-Века.