Духовно-нравственный императив ХХI века.

Духовно-нравственный императив (лат. imperativus – требование, приказ, закон) в данном контексте мы рассмотрим как императив нравственности, который формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (1). Духовно-нравственные требования включают в себя духовность, мораль, нравственность.

Обратившись к определению понятия духовности различными исследователями, мы находим, что духовность они рассматривают как – высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равносильна потере человечности. Длительный кризис духовности отдельной личности ведет к её деградации. Эти качества являются позитивными сторонами морали, определение которой дал Цицерон.

Мораль (лат. moralitas, термин введен Цицероном (2,3) от лат. Mores – общепринятые традиции негласные правила) – принятые в обществ представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

В тех языках, где, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком – Moralitatu Sittichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причем концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер /4,5,6/.

Нравственность – в литературе встречается как синоним морали этики(7) - ценностная структура сознания, общественно-необходимый способ регуляции и действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания (официальная терминология) Человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера и добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим государством.

Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологи, культурологи и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. (8 )

Духовность является совокупностью моральных норм поведения, принятыми в обществе как представление добра, хорошего, правильного, а также нормы поведения, вытекающие из этих представлений.

Мораль в широком смысле слова включает нравственность как духовную, ценностную структуру сознания - человеколюбие, справедливость, честь, долг, совесть.

Цивилизованное, гармоничное общество может состояться, только следуя моральным, нравственным и духовным ценностям как представление добра в самом широком значении этого слова – взаимоподдержки, взаимопонимания, взаимопомощи, в которых так нуждается наше общество во всех возрастных группах, особенно в период становления и развития личности.

Нам необходимо определить упущения в воспитании студенческой молодежи, уязвимые стороны формирования сознания.

Одним из таких пробелов в воспитании, на мой взгляд, является низкое использование возможностей человека. По данным проведенных исследований, человек использует только 5-10% своего умственного потенциала, что ведет к нарушению принятых моральных норм, которые выражаются в причинении зла, неправильном, плохом поведении и, в конечном счете, приводит к неудовлетворенности и разочарованию в повседневной жизни. Не используется очень большой резерв возможностей личности. Причиной не использования полного умственного потенциала является отсутствие знания о четвертом (трансцендентальном, лат. Transcender – выход за пределы. ) состоянии сознания, которое позволяет перейти к космическому и др. более высоким состояниям сознания личности, для развития полного умственного потенциала и решения поставленных проблем в воспитании и выходу Украины и человечества из духовно - нравственного тупика. В повседневной жизни большинство студентов используют только три состояния сознания – бодрствование, сон и сон со сновидением. В нашу физиологию заложено четвертое состояние сознания – трансцендентальное. Это самое спокойное состояние ума и его особая ценность в том, что физиология человека отдыхает в два раза глубже, чем во время глубокого сна. Именно в это время растворяются глубокие стрессы и напряжения, которые не растворяются во время глубокого сна. Таким образом, наша система образования не использует возможности, которые заложены природой в физиологию студента, чтобы раскрыть и развить его духовность, нравственность и моральные качества.

Многие научные исследования по изучению развития умственного потенциала личности свидетельствуют о том, что человек может использовать полный умственный потенциал. Под полным умственным потенциалом мы понимаем – 100% когда включается целостное функционирование мозга. Целостное функционирование мозга естественным образом улучшает функционирование различных отделов головного мозга, отвечающих за органы чувств, двигательные функции и логическое мышление. В предыдущих обсуждениях концепции ДИВО-21 говорилось, что одухотворение общественного сознания влечет за собой гармонизацию отношений людей друг с другом, с Природой и Вселенной. Самое спокойное состояние ума является также фундаментальным уровнем Природы. Ведущие ученые установили, что Единое поле Природного закона квантовой физики является полем чистого самообращенного сознания – Трансцендентального сознания – Единого поля всех законов Природы, где возникают четыре фундаментальные силы природы и оттуда осуществляется управление всей упорядоченной эволюционной Вселенной. Контактировать с источником всех законов природы возможно используя длительный переход 15-20 мин. (трансцендентный), позволяющий получить четвертое состояние сознания. Природа не зависимо от того знаем мы об этом или нет использует трансцендентальное состояние сознания ежедневно несколько раз в сутки, когда мы бодрствуем, спим или находимся в глубоком сне. Мы выходим за пределы бодрствования и переходим в сон или сон со сновидением. В это время нервная система отдыхает в два раза глубже, чем во время глубокого сна. Находясь в самом спокойном, наименее возбужденном состоянии функционирования ума, ему сопутствует состояние глубокого покоя и расслабления физиологии. Ум становится более ясным, мышление более упорядоченным и студент (любой человек) более успешно усваивать учебный материал, повышается его любознательность, миролюбие, самоосознание. После глубокого отдыха уменьшается утомление, агрессивность, разочарование и автоматически меньше нарушаются законы Природы. Студент способен творчески, избирательно относиться к информации, получаемой из книг, учебников, СМИ, интернета и других источников. Он способен видеть целое и его составляющие части.

В нашем обществе чрезмерно много уделяется негативной информации. В 9 из 10 событий освещается негативность, несостоятельность, разочарование и т.п., что опасно для формирующейся психики молодых людей. Рост напряжения и разочарования среди студентов требует роста специалистов, таких как психолог, психиатр и др. по снижению тревожности и неудовлетворенности личности. На данном этапе преимущественно используется девиз «Разделяй и властвуй». В СМИ слишком увлеклись обсуждением негативных сторон личности. Сообщения «Новостей» и др. на 90% начинаются с освещения негативных событий жизни общества. Фильмы глубоко раскрывают негативные качества личности, конфликтные ситуации взаимоотношений в школе, среди студентов, в семьях, на производстве и вскользь затрагивают разрешение конфликтов мирным путем – диалога, взаимоподдержки, взаимопомощи и др. нравственных ценностей формирования личности.

Нам необходим целостный подход к формированию личности студента.

Слово «целостное» выражает целое, то есть неделимое. Здесь уместно упомянуть девиз «Мир моя семья», который предлагается для формирования целостной, цивилизованной, гармоничной личности. Это потребность к совершенствованию и росту. Изучать и внедрять в учебный процесс заложенные природой в физиологию человека возможности развития и расширения сознания до максимально эффективного использования полного умственного потенциала (9), что позволит овладеть Природным законом, то есть управлять всей безграничностью Природного закона с уровня нашего индивидуального сознания. Полное Знание – это полнота организующей силы знания и способность познать всё и достичь чего бы то ни было – осуществлять любое желание при поддержке организующей силы Природного закона.

По мере того, как тело получает глубокий отдых и освобождается от стресса, пробуждается ум и эффективность процесса мышления. Здоровый, счастливый человек положительно влияет на свое окружение, а улучшение окружения в свою очередь обогащает жизнь человека. Каждый человек оказывает совершенно реальное влияние на жизнь общества, страны и мира.

Поведение человека зависит от умения понимать, а умение понимать в свою очередь зависит от способности, ценить, которая зависит от качества ума и сердца. Есть такое выражение: «Красота - в глазах смотрящего». Плодотворное поведение основано именно на способности, ценить и отдавать. Когда мы чувствуем полноту и счастье внутри себя, мы естественно даем максимум и другим. Для полноты удовлетворения и отдавания нужна полнота жизни. Жизнь в гармонии с Природным законом развивает безграничное сознание и делает человека способным отдавать максимум. Это наполняет чашу жизни до краев и несет волны растущей радости и удовлетворения процессом учебы, общения и индивидуального развития на благо общества.

1. Кант И. Критика практического разума/ Пер. с нем. – СТб.: Наука,1995. – 528 с.
2. Этимология и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность».
3. Online etimology diktionary – этимологический интернет словарь.
4. http:// dic. Academic.ru/dic.nsf/enc_pfilosophy /841/ нравственность Эциклопедический словарь – М.: Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина. 2004.
5. Новая философская энциклопедия: В т.т. 4 М.: Мысль. Под редакцией В.С.Степина, 2001.
6. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. 2005.
7. Апресян Р.Г. Нравственность. Новая философская энциклопедия – М.Мысль, 2000.
8. Айлин (Эйлин) Вартан Баркер. Сотворение мира., С.Степанов 2011 с.128
9. “Intelligence” №29, стр.419-440, 2001 г.


Прус А.Н. г.Харьков
Канд.филос.наук, с.н.с.
Фонд « Дэвида Линча»