ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ XXI ВЕКА
(тезисы доклада к одноименному круглому столу)


«Следующее столетие либо будет духовным,
либо следующего столетия не будет вовсе».
Андре Моруа


I. Вводная


Тезисы подготовлены к одноименному круглому столу, на котором запланировано:
– рассмотреть определение понятий «духовность», «мораль», «нравственность»;
– определить систему базовых духовно-нравственных ценностей цивилизованного, гармоничного общества;
– выработать предложения по выходу Украины и человечества из духовно-нравственного тупика.

В тезисах корректируются, дополняются и развиваются наработки, представленные в материалах:
«Григорий Сковорода: философия счастья» http://www.zobov.org.ua/content/109/ ,
«Духовность: категориальный синтез» http://www.zobov.org.ua/content/110/ ,
«Кристаллическая структура личности» http://www.zobov.org.ua/content/157/ ,
Комментарий к Манифесту народного единения http://www.zobov.org.ua/content/15/
Проект Идеологии гармоничного общества http://www.zobov.org.ua/content/423/ ,
Проект Доктрины народовластия http://politiko.ua/blogpost122898 .

Актуальность рассматриваемой проблематики осознается сегодня всеми, кто видит, что потребительское бездуховное отношение людей друг к другу и к окружающему миру являет собой сегодня самую главную угрозу для всего человечества, продолжающего в силу развернутой гонки потребления производить все более совершенное оружие, вести войны и нещадно уничтожать природу – среду своего обитания.

II. Определения базовых понятий


Потребности – недостаток чего-либо, служащий исходной причиной человеческой активности, деятельности.
Интересы – активное отношение человека к природной и социальной действительности с позиции удовлетворения потребностей.
Ценности – 1) "Предметные ценности" – собственно то, что служит удовлетворению потребности. 2) "Субъектные ценности" – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека). Выступают системообразующим фактором при формировании всей структуры интересов и потребностей личности.
Духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды.
Духовность – приверженность человека или социальной общности определенной системе духовных ценностей и соответствующему мировоззрению.
Нравственность – система запретов и предписаний, стоящих на страже таких универсальных ценностей человеческого бытия, как жизнь, свобода и достоинство человека, которые даются ему самим фактом рождения.
Мораль – принятые в социальной общности представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Этика – философская дисциплина, предметом исследования которой являются нравственность и мораль.
Гармония – согласованность частей целого, при которой целое достигает совершенства.


III. Базовые духовно-нравственные ценности
цивилизованного, гармоничного общества


Духовно-нравственные ценности выступают в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции и предопределяют пути, методы и средства удовлетворения человеком своих потребностей. Предлагается следующая система базовых духовно-нравственных ценностей цивилизованного, гармоничного общества: счастье, любовь, истина, добро, красота – которые лежат в основе всех остальных нематериальных ценностей человеческого бытия – долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, сострадание, свобода, равенство, братство, справедливость, солидарность, ответственность … .

Счастье – наивысшая потребность, ценность, цель и смысл жизни человека, достигаемые самореализацией на свое и всеобщее благо.
Истина, добро, красота – классический ряд духовно-нравственных ценностей. Каждая из ценностных категорий этой триады является базовой в понятийном аппарате, описывающем соответственно интеллектуальную, этическую (нравственную, моральную) и эстетическую составляющие процессов, протекающих в человеческой психике.
Еще древнегреческими мыслителями выдвигалась идея триединства истины, добра и красоты. Истина не мыслилась без добра и красоты, добро без красоты и истины, красота – без истины и добра. Связующим ядром для них является
Любовь – первооснова духовности человека, его бережного, трепетного отношения ко всему, что ему дорого и дарит в жизни радость. Только любовь, как наивысшее состояние человеческого духа, всеобъемлющее неделимое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу и мироздание в целом, способна триедино устремить человека к познанию, к прекрасному и к добрым делам.

Духовность цивилизованного, гармоничного общества на основе данной системы ценностей может быть определена нижеследующим образом.

Духовность - наполненность любовью, устремляющей человека к счастью и вдохновляющей:
– служить истине;
– делать добро;
– ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был  президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…

Бездуховность, соответственно, означает, что в основе помыслов и деятельности человека лежат либо недобрые устремления, либо нацеленность лишь на обогащение, славу, власть и др., либо внутренняя подчиненность удовлетворению сугубо сиюминутных потребностей. Этот тип личности продуцируется "обществом массового потребления", загоняющим человека с помощью манипуляционных технологий в одномерное пространство потребления. И уж совершенно безличностный тип личности – конформистский – возникает в обществе насилия, где личность сламывают, где попирается достоинство человека, его права на жизнь, на свободу, на счастье.

И только в действительно свободной общественной ассоциации, избавленной как от насилия, так и от манипуляций, "в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Манифест коммунистической партии К.Маркс, Ф.Энгельс) возможно формирование одухотворенной гармоничной личности, ориентирующейся на счастье, любовь, истину, добро, красоту.

IV. Предложения по выходу Украины и человечества
из духовно-нравственного тупика


Вышеизложенные духовно-нравственные ценности выстраданы человечеством, прошедшим в своем развитии многовековой путь войн, страданий и несправедливости. Эти ценности положены в основание многочисленных международных правовых документов. И вместе с тем, задекларировав в международных правовых актах приверженность столь высоким идеалам и заявив о верховенстве права, мировое сообщество по-прежнему продолжает жить по принципу верховенства силы и диктатуры власти, возведя таким образом двойную мораль (аморальность) в стандарт внутригосударственной и мировой политики. С одной стороны – призывы к любви к ближнему, официальные апелляции к правам человека, а с другой − практические действия, отрицающие любовь и нарушающие права. Мир, как и ранее, лихорадят кризисы, страны потрясаются социальными конфликтами, в особо горячих точках льется человеческая кровь.

Конфликтный, антагонистический характер общественных отношений свойственен и Украине, переживающей сегодня сложнейший системный кризис на пути своего самостоятельного развития, цивилизационной самоидентификации и определения дальнейшей судьбы.
Основной причиной, сдерживающей человечество в его эволюционно-историческом устремлении жить цивилизованно, в гармонии, является сохранение в неизменном виде противоречащей провозглашаемым ценностям системы общественных отношений, когда власть и собственность в стране узурпируется ограниченным числом лиц кланово-политического руководства и устанавливается режим финансовой олигархии, которая с неизбежностью становится неотъемлемой частью общемировой финансовой пирамиды. Таким образом, всё в стране и мире подчиняется интересам немногих, права остальных попираются.

Преодоление указанного противоречия между декларациями и реалиями бытия невозможно осуществить одними только проповедями, необходимо, чтобы провозглашаемые ценности стали системообразующими факторами, проникающими во все сферы жизнедеятельности человека и связующими их воедино. Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не становится. Так сколько ни говори о любви к ближнему, о духовности или о морали, ее в обществе не прибудет, до тех пор, пока в жизнеобеспечивающей основе общества, в экономическом базисе будут заложены бездуховные конкурентные принципы образца "человек человеку волк".

Как един человек в своих проявлениях, так же единым во всех аспектах жизнедеятельности должно быть и общество. Если есть в сердце человека любовь, то она согревает весь окружающий мир, без изъятий. И если декларируется в обществе духовный выбор, то это значит, что по любви должны быть выстроены все отношения в обществе. Без изъятий. В том числе и в экономике, и в политике.

В противном случае, когда все пропитано ложью, когда декларируется одно, а в жизни все по иному, общество как целостный социальный организм обречено на гибель. Любая система нежизнеспособна, когда ее подсистемы функционируют на рассогласованных относительно друг друга принципах – это тривиальная истина.
Так из-за лжи, когда прогнившая, коррумпированная номенклатура выстроила себе свой внутренний «коммунизм» – систему спецобеспечения, а остальных граждан продолжала призывать к строительству коммунизма – общества равных, постепенно морально разложился и рухнул некогда могучий Советский Союз.

Точно также лжива и перенимаемая сегодня нами общественная модель западного образца, и поэтому она также обречена. Вот как пишет об этом Э. Фромм:
"В индустриальном обществе официально признанными, осознанными ценностями являются религиозные и гуманистические: индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п. Но для большинства людей эти ценности стали проявлениями идеологии и не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. Бессознательные ценности, служащие непосредственными мотивами человеческого поведения, – это ценности, порожденные социальной системой бюрократизированного индустриального общества, то есть собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и пр. Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными – с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так, как его учили и приверженность к чему он исповедует, человек начинает испытывать чувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие, которое подметило наше молодое поколение и против которого заняло бескомпромиссную позицию". (Э. Фромм. Психоанализ и этика)

Действительно, любые призывы любви к ближнему вступают в противоречие с конкурентной сущностью рыночного экономического базиса, формирующей в человеке исключительную направленность на рост потребления. Приверженцами односторонней, сугубо потребительской модели развития общества вполне естественно являются представители частного капитала, прибыль которых напрямую зависит от уровня потребления произведенных на их предприятиях товаров и услуг. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека, все, что он слышит и видит, перенасыщено бизнес-рекламой – «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, примитивизируя человека, низводя его до уровня животных и побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.

Украинская молодежь также уже восстает против лживости отечественной демократии и всего общественного устройства, все большее распространение получают протестные формы поведения, самоорганизации. Не приемлет сложившуюся систему отношений и значительная часть старшего поколения. Ложь, как главный фактор разрушения человеческих отношений (и семейных, и общественных), должна уйти из нашей жизни. Для этого необходимо привести все сферы жизнедеятельности человека в соответствие вышеприведенным духовно-нравственным ценностям.

Для этого предлагается:

...

С полным текстом тезисов можно ознакомиться в прикрепленном файле