Доклад на Круглом столе «Духовно-нравственный императив ХХ1 века»

Денисов Александр Константинович
Независимый исследователь
Председатель Общественно-научного объединения
CBIIT, руководитель секции Социальных инноваций
dalko133@gmail.com моб. +380953528786

Понятие духовно-нравственной составляющей
любого народа, государства и общества тесно и напрямую связано:
1) с его политико-правовой системой,
2) экономической и социальной базой,
3) уровнем обеспеченности, местом и значением науки и образования,
4) культурно-исторической традицией и
5) доминирующими (преобладающими) идеологическими мировоззренческими теориями в головах людей
.
[b]В чем особая важность наличия именно духовно-нравственной составляющей[/b]? – в том, что только она обеспечивает естественное, не принудительное из-за страха наказания, цивилизованное, взаимно уважительное поведение людей по отношению друг к другу с одной стороны, а с другой стороны, именно на людях, реальных носителях , знаний, способностей, профессиональных навыков, высокой духовности и нравственности, имеющих наибольший авторитет, известность и популярность внутри общества, лежит огромная ответственность за судьбы развития страны и общества, особенно в переломные моменты. Это Духовные Авторитеты Народа и только они могут выступать от лица нации, народа, особенно когда власть в стране не справляется, затягивает уже давно созревшие и перезревшие реформы и такие необходимые глубокие и масштабные изменения во всех сферах жизни общества и государства.
Выход из любых самых сложных и тупиковых ситуаций сможет быть найден наиболее подготовленной, организованной и интеллектуально состоятельной командой.
Почему у нас реформы не идут или, точнее, идут очень медленно и что нужно делать? Каковы основные причины политического кризиса и пути выхода? Как разрешить проблему приоритетности, очередности действий в организации и проведении реформ?
Сейчас в обществе широко обговариваются множество вариантов развития ситуации в Украине.
Предлагается огромное количество решений в основном в системно-образующем блоке, где - Главное: борьба с коррупцией, в условиях противостояния внешней агрессии, через смену-замену отдельных должностных лиц.
Между тем, есть вопрос куда более важный, даже по сравнению, с действительно, актуальнейшей задачей борьбы и преодоления коррупции.
Это проблема умной, порядочной и эффективной власти.
Есть такая пословица - народная мудрость: простота, - хуже воровства. Ведь давно подмечено, что глупость, неспособность правильно разруливать, не то что сложные и запутанные ситуации, но иногда даже вполне ясные и типовые, обходится гораздо дороже, если во главе процесса стоят слабые в интеллекте или не задумывающиеся исполнители по сравнению с умным, хитрым и в меру ворующим.
Вот это краеугольный камень, и от этой печки надо плясать. Конечно, наша реальная проблема куда сложнее, к тому же, и еще отягощена многими другими суб- и под-проблемами, но, именно, с нее нужно начинать, и вокруг нее выстраивать всю схему и последовательность преобразований в обществе и государстве, а не наоборот, как многие полагают, что мол в начале давайте одолеем коррупцию и избавимся от воровства.
На первый взгляд, вроде, как все логично, ведь нельзя черпать воду или муку дырявым ковшиком, но, всякое сравнение хромает, и, если задаться этим вопросом основательно и рассматривать его со всех сторон, мы придем к однозначному выводу по следующей цепи умозаключений.
Причиной масштабной коррупции в центре и тотальному воровству - поборах на местах являются:
1) Сложившаяся система государственного управления и отчужденность само организованной общественности громады в разработке, принятии и осуществлении решений по изменению ситуации к лучшему.
2) Индивидуальные и групповые материальные и психолого- мировоз- зренческие мотивации к получению дополнительных доходов в условиях явного несоответствия нормальных прожиточных уровней оплаты труда.
3) Отсутствие сбалансированных условий ответственного поведения, справедливых и эффективно действующих юридических норм в соблюдении правил и Законов, как в самой субъектной судебно-, надзорно-правовой системе, так и во всей остальной - объектной системе, к которой относятся госчиновники и другие должностные лица.

Если не произвести фундаментальные изменения во всей этой цепи будет совершенно бесполезно бороться с коррупцией вообще.
У нас отсутствуют такой важный параметр работы чиновного аппарата как оценка результативности, нет серьезных информационно-аналитических отделов, подходов к решению проблем с учетом имеющихся ресурсов и условий, которые, в совокупности бы, обеспечивали постоянное самосовершенствование аппарата - получается действующие власти, априори, не способны этого продуцировать самостоятельно.
Почему нужно прежде всего реформировать систему власти и управления в Украине?
Для лучшего понимания смыслового содержания данного материала определимся с терминологией ключевых понятий. Мы рассматриваем управление - как действие (функцию) поиска, выработки, принятия и организации исполнения решения, власть - как полученная и организационно закрепленная способность и возможность осуществлять управление в рамках определенных полномочий, правил и рычагов воздействия на деятельность других людей, политика - как субъектно-объектный процесс организации и осуществления направленных действий по обретению власти или достижению нужных решений.
Внутри украинского общества давно есть понимание необходимости важности проведения реформ, затрагивающих практически все сферы общественной жизни и деятельности государства, все больше сторонников принятия новой Конституции через Конституционное собрание, - единственный правильный путь кардинальной замены действующей модели системы власти и управления на принципиально новую.
Разработка и введение именно новой модели формирования, функционирования, ответственности за принимаемые решения и контроля за исполнением такой Единой системы государственной власти, местного самоуправления и организованного гражданского общества (далее СВУ)- является не просто первоочередной задачей на пути реформ, но и непременным условием, без которого, в принципе, не возможны и другие очень важные и необходимые изменения в экономике, социальной и культурно-духовной сферах жизни общества, поскольку нет самого правильно организованного процесса.
Если не поменять старую модель на новую - мы сколько угодно раз можем менять правительство, депутатский корпус, чиновников - существенного результата не будет. Ни новые лица, ни новые внеочередные выборы, ни даже новые отдельно обособленные идеи, вне единой СВУ - сами по себе наших проблем не разрешат - нужна всесторонне сбалансированная модель, учитывающая все ошибки и недостатки предыдущей, и, главное, предусматривающая, имеющая в себе, весь эффективный инструментарий, механизмы, условия организованной деятельности системы управления в целом, и соответствующий план ее введения и реализации.
[b] Основными составляющими элементами, действующими только как совокупность, одно целое, идеальной теоретической модели СВУ являются:
Интеллектуально-Информационная : информационно-аналитическая, информационно-коммуникативная, креативная, экспертно-оценочная, прогнозирования, информационно-мотивационная
Организационная : командно-распорядительная, ресурсно-техническая, кадровая, исполнительная, оперативного реагирования, регулятивно-инструментального воздействия через поощрение/наказание,
Функционально – Режимная : уставная деятельность, правила поведения, права и обязанности, персонификация полномочий, отчетность, возможность контролируемого поведения, в том числе, техническими средствами (видео, аудио-протоколирование),
Контрольная: внутрисистемный вертикальный, горизонтальный контроль, внешний общественный контроль, специализированный по направлениям и уровням исполнения, взаимно контролируемость
Силовая: прямого подчинения по вертикали, автономного регионального, ограниченного воздействия внутри громады, косвенного принудительного воздействия на деятельность и поведение
Арбитражная: внутрисистемный механизм преодоления возникающих споров и противоречий, гражданские общественные суды, использование технических средств учета, подсчетов, объективных и точных расчетов показателей.
[/b]

Важнейшими параметром СВУ, является Адаптивность -способность всей системы эффективно разрешать возникающие перекосы и расбалансированность во взаимодействии ее элементов, вызванных значительным влиянием субъективного, человеческого фактора, и объективной двойственностью, некоторых ее основных принципов, например: единоначалием и коллегиальностью, особенностями отраслевого и территориального управлений, иерархичностью и обратной связи.
А главным объективным, доминантным требованием эффективной работы всей системы СВУ является предъявление особых способностей к управленцам: знаний, профессиональных, деловых и человеческих качеств, ключевые посты должны занимать наиболее способные руководители.

[b]Одним из Главных недостатков нынешней действующей системы -
явный перегруз излишним преобладанием узко результативной составляющей основы во всей политике вокруг и внутри властно-управленческих органов, что приводит к их неспособности эффективно решать стоящие проблемы.
[/b]
Хотя, в нашей действующей Конституции и заложен принцип разделения властей, он практически, по факту не действует. Сохранена, с советского периода, декларируемая власть представительских органов - Советов.
Очень важно понимать, что тогда, в такой модели управления, когда в политическом пространстве присутствовала и играла весьма существенную роль – только одна партия, которая, если отбросить идеологию, как интегрированный в общую систему орган, весьма активно осуществлял, именно, властно-управленческие функции, в том числе, и решавший многие актуальные проблемы вполне рационально, во взаимосвязи с реальными потребностями населения, исполняя необходимую информационно- аналитическую и конкретно организационную, кадровую, контрольно-надзорную работу. И чего, как раз, и не осталось и не появилось в действующей системе власти в полном объеме для необходимой проработки, поиска и принятия оптимальных вариантов решений.
Наиболее наглядно это просматривается в работе именно местных советах, власть депутатов которых, вообще не имеет даже близко нужной самодостаточной ресурсно-аппаратной базы для решения задач управления и развития. Наш Высший Законодательный орган – однопалатная Верховная Рада, остается, в основном, представительским многопартийным органом, который ведет, больше обще политическую, чем конкретно законодательную деятельность.
Еще одним серьезным недостатком действующей модели управления является, не просто перекос в одну сторону, а полное нарушение всей связки единоначалие и коллегиальность. С одной стороны, мы имеем - излишнюю централизацию власти, когда низовые структуры местного управления лишены самостоятельности и все вопросы вынуждены согласовывать, испрашивая разрешения у центра, что привело к полному отсутствию гражданского общества и опыта, навыков самодостаточности громад и условий для реального самоуправления.
С другой, Псевдо- коллективное принятие решений, когда управленческая вертикаль имеет многочисленные коллегиальные, представительские органы - советы, позволяющие чиновникам легко уходить и прятаться от персональной ответственности за принимаемые решения под видом перераспределения равной ответственности на всех, а поэтому и не возможности найти виновного, (всех не накажешь).

Действующая модель управления трансформировалась в практически абсолютно безответственную систему поведения чиновников-управленцев разных уровней, - систему не публичного процесса принятия решений, закрытого тайного управления и возможностью ухода от любой персональной ответственности за ошибочные и преступные решения.
Конечно, возврат к подобной, пусть даже и существенно модернизированной модели, по многим причинам и не возможен и не допустим. Нам нужно развивать модель системы управления и власти никак не на исключительно теоретической базе усовершенствования органов представительской демократии, а на политико-правовой теории разделения властей и новейших общемировых научных разработок систем управления.
Единая Система государственной власти, местного самоуправления и организованного гражданского общества - как новая политико-правовая модель формирования, функционирования, ответственности за принимаемые решения и контроля за исполнением, учитывающая все ошибки и недостатки предыдущей, и, главное, предусматривающая, имеющая в себе, весь инструментарий, механизмы, условия организованной деятельности эффективной системы управления в целом – не может появиться, если мы не разберемся с такими основными проблемами, в самой основе их формирования и функционирования, как – система действующего представительства и принципы разделения власти.
Сложностью восприятия правильного понимания данной проблемы в том, что – это не статический элемент структуры модели СВУ, как, например, описанная выше:
Интеллектуально-Информационная
Организационная
Функционально – Режимная
Контрольная,
а исключительно динамичный, взаимодействующий прямо и опосредовано с такими, (в нашем случае, и по отношению к СВУ) подсистемами как иерархическая модель власти, (политическая система), выборная система, модель принятия решений, в которых субъективный фактор в общей субъектно-объектной модели - всегда доминирующий.

Рассмотрим сложившуюся многопартийную систему в Украине. Факт наличия большого количества зарегистрированных партий, конечно, не свидетельствует о большей демократичности по сравнению, например, с такими странами развитой и устойчивой демократии в которых действуют две-три партии, скорее наоборот. Нет смысла разворачивать доказательные аргументы и критику по этому поводу, об этом много различной информации, важно уяснить доктринальные принципы и обязательные ограничительные параметры функционирования двух-трех партийной системы.
1. Партии должны строиться приоритетно на идеологии, объединении команд людей вокруг Идеи-концепта предложений – Программы, включающую в себе, обязательную часть: А) Варианты решения наиболее социально-значимых проблем, Б) Ключевую кадровую расстановку, В) Ресурсную базу изменений, Г) Условия осуществления. Общие Программные требования должны исключать не только уже запрещенные Законом идеологии, но и любые радикально-популистские, социально-деструктивные позиции и методики воздействия на людей.
2. Общие Организационно-уставные требования к партиям подлежат унификации в части: А) объективности-независимости выборов, Б) ограничения сроков пребывания на руководящих постах, В) запретов на выдвижения для некоторых категорий граждан, например, судимых, без специального образования, опыта работы Г) обязательности ведения, учета изменений репутации лидеров и других ключевых фигур, прямых механизмов стимулирования ее поддержки стремления к росту и неотвратимости последствий при падении и потерях.
3. Интеграция партий в СВУ должна включать зафиксированную, обязательную часть: А) открытости источников финансирования и Б) всех бизнес и политических контактов кандидатов, В) наличия общенациональной ресурсно-контактной платформы для цивилизованной состязательности через дебаты власти и оппозиции, Г) механизмы вертикального и горизонтального взаимодействия с органами власти и местными самоуправляющимися громадами на основе Общественных договоров как в части власть получивших, так и находящихся в оппозиции.


Еще более важный и значимый вопрос в самих принципах, подходах формирования представительской компоненты СВУ. Есть две стороны –
Сама действующая Система иерархической модели власти (далее СИМВ) с ее внутренними реальными скрытыми и открытыми, декларируемыми механизмами и границами распределения полномочий, требований к носителям власти, с одной стороны, и выборной системой, и системой назначений, с другой.
Основной характеристикой СИМВ является действующая Модель принятия решения, которая, в свою очередь, имеет уровни:
1) обеспечения вовлеченности типовых социальных групп в этот процесс,
2) мера, степень допусков коллегиальности и единоначалия, и, наконец,
3) глубина проработки, подготовки и сложившаяся практика осуществления.


Игнорирование властью интересов, запросов и самой необходимости информированности населения, ее активных и пассивных типовых социальных групп о своем варианте, способах, условиях обеспечения решения актуальной социальной проблемы, приводит не только к их отчуждению, не пониманию управленческих действий, но и, в конечном итоге, и, что куда важнее, к ухудшению действительного эффекта ожидаемого результата, так как сам процесс будет, в основном, дезорганизован.

Это в полной мере относится ко всему режиму обеспечения коллегиальности-единоначалия в управлении, вне зависимости от мер и степени линии смещения одного в пользу другого. Иными словами, коллегиальность, сама по себе, далеко не всегда, дает возможность обеспечения необходимости обратных связей с теми чьи общие интересы прямо или косвенно затрагиваются.

Приоритетной является компетентность как отдельной личности с властными полномочиями, так и структурированных в саму систему управления команд – эффективных и слаженно работающих на результат коллективов, потому что только это способно обеспечивать максимально возможную глубину проработки, подготовки и организацию всего процесса принятия и исполнения решений и, соответственно, правильно исполнять, обеспечивать и обратные связи с типовыми социальными группами и балансы коллегиальности-единоначалия.

Основной вывод: Главной задачей и целью представительской демократии являются: создание таких политико-правовых и общественно-политических систем, механизмов, условий при которых обеспечивается приход во власть и управление именно максимально компетентных, интеллектуально состоятельных людей, обладающих набором морально-деловых качеств работы в команде, способной и генерировать идеи по решению проблем, и организовывать их исполнение, с одной стороны, а с другой – функционально-режимная и контрольная составляющие СВУ должны заставлять эффективно работать и лидеров и команды именно и только на основе учета интересов основных типовых социальных групп и правильного определения главных тенденций и перспектив развития общества, государства в целом, и отдельных громад самоуправляющихся территорий в частности.

Выборная система, через которую, как раз, формируется в подавляющем объеме, вся система представительской власти, в первую очередь, должна отвечать таким основным требованиям как максимально возможная объективность, независимость от любых заинтересованных влияний на честность подсчета голосов, как извне, так и внутри системы, простотой пользования для всех участников, в том числе, и оптимум выбора не из многих, а из двух, официально регистрируемых и вносимых в бюллетень для голосования кандидатов.
Именно поэтому, лучшей выборной системой будет являться – электронная система голосования с полностью автоматизированной системой персональной идентификации, подсчета голосов, программным и операционным обеспечением, исключающих возможность какого-либо влияния на объективность, вообще, и позволяющем голосующему отследить, проверить передачу своего голоса в пользу именно своего кандидата, имеющая широкий ресурсный уровень, например, голосовать по мобильному телефону, следить в режиме он-лайн за ходом и результатами голосования.
Современный уровень развития электронной компьютерной техники, технического обеспечения, наличия высококвалифицированных специалистов вполне позволяют разработать и сделать такую систему в Украине уже сейчас. Примерные, самые общие оценки, только сравнительной затратной стоимости, в случае внедрения такой Электронной системы выборов, по сравнению с обычной, ниже, примерно в 30 раз, а политические выгоды – вообще неоценимы.

Главной изначальной целью появления и внедрения принципа разделения власти – являлось стремление отцов основателей государства избавиться или свести к минимуму возможность узурпации власти одним лицом или малой, обособленной и не официально представительствующей во власти группой.
Сейчас, в большей степени, и поскольку сама система управления, во многом усложнилась, требует и особых знаний и соответствующих опыта и профессиональной подготовки на первое место выходит – необходимость специализации чиновников по направлениям и уровням исполнения властных управленческих функций, и одновременно, - совершенствование форм, методов и способов взаимодействие внутри Единой СВУ между этими разделенными ветвями, если мы хотим создать действительно эффективную модель.

Существует только один объективный критерий оценки эффективности СВУ – реальная практика ее осуществления. К большому сожаления – эта практика для подавляющего большинства граждан Украины – не утешительная и поэтому требует кардинального изменения политико-правовой и общественно-политической модели СВУ.
Необходимо, и это назрело уже давно, перейти к следующему этапу разделения ветвей власти, а именно, внутри Исполнительной оформить, как обособленно функциональную - Распорядительную власть, и отдельно из всех ветвей Распорядительной, Исполнительной, Законодательной и Судебной, дополнительно, выделить и оформить путем прямого пропорционального делегирования - Контрольную власть.
Коллегиальность в идеальной модели СВУ, должны оставаться, но исключительно как представительский, координационно -совещательный, общественно-экспертный функционал, а из модели принятия решений системы СВУ безответственная коллегиальность должна быть исключена в принципе и заменена на персонифицированное, документально закрепленное разграничение полномочий с обязательной фиксацией должностных обязанностей. Это необходимо уже хотя бы, на основании ликвидации возможности ухода от ответственности за принятие решения.
Для перехода к ответственной системе поведения любого государственного чиновника, нужно иметь эффективный инструмент оценки, контроля поощрений и наказаний.

Для этого необходимо подготовить и ввести в практику четкий и ясный подход к деятельности государственных чиновников, ученых, политиков, депутатов, должностных лиц, а именно : общую оценку личности и результатов его деятельности -Рейтинг, объективно определенный (посредством электронного голосования) по стандартизированному критерию кругом лиц взаимодействующим с ним, и непосредственно влияющему на оплату труда и карьерное продвижение.
Очень важное место в системе представительства в частности, и в единой СВУ в общем и целом, занимает местное самоуправление и его взаимодействие с государственной властью с одной стороны и организованной общественностью, (гражданским обществом, громадой) на местах, с другой. Правильные и эффективные механизмы, способы и условия их взаимно интегрированности, как раз и должны определяться принятой обществом новой модели СВУ.
Для разработки, совершенствования теоретической доктрины СВУ важно понять необходимость оформления и внедрение в научную и политическую практику понятия Компетентное меньшинство.


Огромное значение для нас, как общества и государства, приобретает разработка и введение эффективных социальных фильтров и лифтов, позволяющих проходить во власть именно по своим интеллектуальным, деловым и человеческим качествам лучших представителей.

Проведение настоящих, реальных, широких, полномасштабных реформ в Украине зависит от многих факторов и ситуации в которой находится наша страна и общество, и еще и от понимания, восприятия целостности концепции самого Плана реформ во взаимосвязи всех ее составных частей, последовательности, целей, методов, этапов решений, приоритетов, последовательности действий и уровней самостоятельности, готовности его осуществления на местах. И в этой связи, именно относительно реформирования образования и науки, есть очень серьезная недооценка, недопонимание актуальности и значения этого блока как в плане самой содержательности, так и в очередности осуществления. По большому счету, действует правило - вначале надо решить экономические проблемы, а затем уже браться за социальные. Отсюда вытекает и оправдание вторичности этого направления. Между тем, если понимать и воспринимать реформы в этом секторе, как важные условия и методологию содействия населению, именно самому пониманию смысла, сути, трудностей и особенностей реформ, как своеобразное и необходимое информационно-разъяснительное сопровождение реформ со стороны власти с одной стороны, и одновременное изучение, формирование общественного мнения по всем вопросам целей, методов, оценок, специфики всего процесса реформирования, вообще, разными слоями и группами населения с другой стороны, т.е. как единый, взаимосвязанный процесс со входом и выходом двух потоков информации, то, в этом случае, должна действовать и совсем другая система координат и отношения как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества по отношению актуальности, очередности внедрения новых подходов в образовании и науке.
Конечно, нельзя раскрыть всю проблематику этой сложной темы, наша задача скромнее, предложить к обсуждению 3 первоочередных, по нашему мнению, задачи реформирования системы образования и науки.
1. Ввести в практику работы всех учебных заведений комплексную систему активов - объединений структурированной общественности : для школ - родительской (физических лиц), для вузов - работодателей специалистов (юридических лиц). Такой дополнительный орган общественного контроля за образованием позволит установить настоящий и более эффективный, по сравнению с чисто и монопольно государственным, управлением, но и, что не менее важно, позволит более активно вовлекать саму общественность не только в проблемы управления, а в весь процесс образования.
2. Создать Единый общенациональный научно-образовательный ресурс- платформу, как интернет и онлайн систему специализированных сайтов на котором размещать открытую информацию, в том числе и авторские предложения требующие коллективной доработки по тематическим, региональным направлениям с автоматизированной, защищенной, унифицированной системой голосования, проведения социологических опросов, в том числе, и особенно, по определению объективной оценки (РЕЙТИНГА) деятельности педагога (отдельно :учителя и воспитателя), объективного системного тестирования знаний и человеческих качеств учащихся и студентов.
3. Разработать и провести комплекс всех необходимых мероприятий по подготовке и внедрению в жизнь принципиально новых подходов к практично-научной деятельности в основе которой положить:
А) приоритет способности к предложениям решения реальной актуальной проблемы в обязательных согласованных рамках системы их национальной, региональной востребованности,
Б) сбалансированную, объективную систему обретения, определения, пользования (эффективной защиты и стимулирования к разработкам объектов интеллектуальной собственности) авторским правом.

И последнее, разработка полномасштабной теоретической модели СВУ – задача для серьезного Временного творческого коллектива, из представителей разных отраслей науки, и практиков управленцев.

Давайте начнем практическую организационную работу по созданию такого ВТК.


Очень мало вероятно, что власть сможет выйти с такой инициативой и правильно организовать весь необходимый процесс. Нам представляется, что выступить с таким предложением от лица всего украинского народа смогли бы Духовные Авторитеты Народа.
Очень важно определиться с конкретным списком и системой их открытого поиска, обсуждения и вовлечения в коллективную работу